введение
Глава i. Теоретические основы патриотического воспитания школьников
1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема
1.2. Особенности патриотического воспитания учащихся младшего возраста
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся
Выводы по первой главе
Глава ii. изучение патриотической воспитанности младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Результаты диагностики патриотической воспитанности школьников
2.3. Рекомендации по патриотическому воспитанию современных школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Среди общих целей Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.
Одним из направлений нравственного воспитания является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А.Н. Радищев, русский критик-демократ В.Г. Белинский, педагог К.Д. Ушинский.
Проблема исследования. Патриотическая воспитанность представляет собой необходимое качество человека российского общества, ее формирование должно быть одной из самых важных задач обучения, существенным критерием его эффективности. Однако наблюдения за опытом работы школы убеждают в том, что значительная часть учителей слабо осведомлена о функциях учебных предметов в формировании данного качества личности. Вследствие этого военно-патриотические факторы используются в учебном процессе без должной системы, без учета возрастных особенностей школьников и возможностей соответствующего предмета в формировании у них готовности к защите Родины.
Поэтому целью нашего исследования является изучение содержательных основ патриотического воспитания в начальной школе.
Задачи исследования:
- Изучение педагогической литературы по проблеме исследования;
- Разработка и апробация методики диагностики патриотической воспитанности школьников;
- Определение основных путей активизации патриотического воспитания в начальной школе.
Объект исследования – патриотическая воспитанность младших школьников.
Предмет исследования – процесс патриотического воспитания в системе работы учителя начальных классов.
Наша гипотеза состоит в том, что теоретическим основанием для построения эффективной системы патриотического воспитания должна стать целенаправленная работа отдельных педагогов и целых педагогических коллективов по патриотическому воспитанию.
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы;
Беседа;
Тестирование;
Наблюдение.
Глава i. Теоретические основы патриотического воспитания школьников
1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал еще А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...» [21; с. 205-206].
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4; с.488-489].
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [26; с. 160].
Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis — происхождение) этого качества связано с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм являются глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». «Патриот, — говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему народ), готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[5].
Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм молено определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.
Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности. Все то, что сегодня принято обозначать термином «толерантность».