Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Патриотическое воспитание младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 39

введение

Глава i. Теоретические основы патриотического воспитания школьников

1.1.    Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема  

1.2.    Особенности патриотического воспитания учащихся младшего возраста  

1.3.    Педагогические условия патриотического воспитания учащихся

Выводы по первой главе

Глава ii. изучение патриотической воспитанности младших школьников

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Результаты диагностики патриотической воспитанности школьников

2.3. Рекомендации по патриотическому воспитанию современных школьников  

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Актуальность исследования. Среди общих целей Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.

Одним из направлений нравственного воспитания является патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Оно выступает как составной элемент его мировоззрения и отноше­ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп­ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужест­ва и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, ука­зывал А.Н. Радищев, русский критик-демократ В.Г. Белинский, педагог К.Д. Ушинский.

Проблема исследования. Патриотическая воспитанность представляет со­бой необходимое качество человека российского об­щества, ее формирование должно быть одной из самых важных задач обучения, существенным критерием его эффективности. Однако наблюдения за опытом работы школы убеждают в том, что значительная часть учителей слабо осведомлена о функциях учебных предметов в форми­ровании данного качества личности. Вследствие этого во­енно-патриотические факторы используются в учебном про­цессе без должной системы, без учета возрастных особен­ностей школьников и возможностей соответствующего пред­мета в формировании у них готовности к защите Родины.

Поэтому целью нашего исследования является изучение содержательных основ патриотического воспитания в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Изучение педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Разработка и апробация методики диагностики патриотической воспитанности школьников;
  3. Определение основных путей активизации патриотического воспитания в начальной школе.

Объект исследования – патриотическая воспитанность младших школьников.

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания в системе работы учителя начальных классов.

Наша гипотеза состоит в том, что теоретическим основанием для построения эффективной системы патриотического воспитания должна стать целенаправленная работа отдельных педагогов и целых педагогических коллективов по  патриотическому воспитанию.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы;

Беседа;

Тестирование;

Наблюдение.

 

Глава i. Теоретические основы патриотического воспитания школьников

1.1.         Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужест­ва и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал еще А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны вели­чественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежней­шею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится по­гибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благоро­ден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Оте­чества...» [21; с. 205-206].

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспе­шествовать этому» [4; с.488-489].

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важ­ной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средст­вом. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет челове­ка без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [26; с. 160].

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. gene­sis — происхождение) этого качества связано с образованием и укрепле­нием отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм являются глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячеле­тий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря мо­нархистов.

В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». «Патриот, — говорится в другом словаре, — человек, любя­щий свое отечество, преданный своему народ), готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Пат­риотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политичес­кий принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексичес­ком же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[5].

Как видим, в этих определениях акцент делается главным обра­зом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое созна­ние и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокуп­ности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм молено определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о вос­питании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими со­циалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этичес­кий смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспи­тании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.

Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способ­ности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обыча­ям и традициям других народов; проявление интереса к достижени­ям культуры и жизни других государств и народов; стремление раз­вивать общечеловеческие ценности. Все то, что сегодня принято обозначать термином «толерантность».

  1. Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы". - М.: "АРКТИ" - 2004. - 206 стр.
  2. Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. - 181 с.
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1992.
  4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. – М., 1954. Т.IV.
  5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия,
  6. Богачева И.В., Гиненский В.Л., Губанова С.И. и др. Мое Отечество - Россия! Система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников. - М.: Гном и Д, 2005. - 232 с.
  7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М., 1979.
  8. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Советская энциклопедия, СПб фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1628 с.
  9. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьни­ков. - Минск, 1988.
  10. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб: Речь, 2005. - 316 с.
  11. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122// http://ref.ewreka.ru/r5074/
  12. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Академия, 2004.
  13. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. - М., 1986.
  14. Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников// Сов. педаго­гика. 1970. №7.
  15. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986.
  16. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005. 254 с.
  17. Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец-ии №2115 /Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков и др., Под ред. Г.В. Средина. – М.: Просвещение, 1988.
  18. Основы психологии: Практикум/Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. - 704 с.
  19. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
  20. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Серия: Для средних специальных учебных заведений. - 2005, 400 с.
  21. Радищев А.Н. Избр. соч. – М., 1952.
  22. Рапацевич Е.С. педагогика. Большая современная энциклопедия. - М.: Современное слово, 2005. - 716 с.
  23. Реан А., Бордовская Н. Педагогика. Учебное пособие. - СПБ: Питер, 2005. - 304 с.
  24. Степаненков Н.А. Педагогика. - М.: Скакун, 2001. - 448 с.
  25. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005. - 224 с.
  26. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т2.
  27. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. - М., 1983.
  28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999.
  29. Штольц X, Рудольф. Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. - М., 1986.
  30. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское