Введение
Глава 1. Теоретические основы консалтинга в области обучения
1.1. Понятие консалтинга в области образования
1.2. Особенности педагогического консалтинга
Глава 2. Практика проведения консалтинговой работы в школе
2.1. Организация и характер школьного педагогического консалтинга
2.2. Проблемы методической работы в школе и основные подходы
к их разрешению
2.3. Рекомендации по совершенствованию образовательного консалтинга
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами.
Убедительно доказав свою эффективность в западной экономике, консалтинг получил в настоящее время широкое распространение в отечественном производстве, банковском деле, политической и других сферах.
Судьба консалтингового движения в так называемой непроизводственной сфере – в образовании – складывается, к сожалению, не столь блестяще. Хотя образовательную систему уже давно не удовлетворяет та помощь, которую оказывают ей либо преподаватели вузов, давая точечные консультации по частным методическим вопросам, либо исследователи-диссертанты, вынужденные проводить локальные долговременные эксперименты.
Для совершенствования и перспективного развития образования особую актуальность приобретают переосмысление и модернизация ее структурообразующих элементов. Анализ практической деятельности учебных заведений показал, что в них, как и прежде, преобладают экстенсивные подходы к управлению образовательным процессом, слабо реализуются идеи демократизации, система управления нуждается в дальнейшем развитии[1]. Важным резервом инновационного развития образования является разработка концептуально новых подходов к содержанию и организации методической службы. Традиционно организованный процесс методического обеспечения во многом не удовлетворяет сегодня образовательные потребности педагогов и руководителей, т.к. многие специалисты этих служб не являются носителями обновленного содержания образования, прогрессивных педагогических и управленческих технологий, само же управление неадекватно реагирует на изменения в образовательном процессе.
Целью данной работы является изучение сущности и содержания педагогического консалтинга.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие и особенности педагогического консалтинга;
- изучить процесс консалтинга в области образования в школе;
- определить составляющие образовательного консалтинга и разработать рекомендации для его совершенствования.
Предмет исследования – школьный консалтинг.
В качестве объекта исследования – СШ № 14
Исследуемый период – 2012 г.
Разработка проблемы: Многочисленные аспекты развития системы образования в целом и методических служб в частности нашли свое отражение в научной, методической литературе и в научных исследованиях. Для анализа проблемы, исследования теоретико-методологических подходов формирования консалтинговой деятельности методической службы изучались работы: по социальному управлению - В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Блауберга, Д.М. Гвишиани, Ф.Р. Филиппова и др.
В работах И.В. Жуковского, Н.В. Немовой, A.M. Моисеева, М.М. Поташника. Д.В. Татьянченко. П.И. Третьякова и др. созданы теоретические предпосылки обновления организации методической деятельности в системе оперативного научно-методического консультирования.
В трудах С.Г. Воровщикова, С.Ж. Гончаровой, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, Э.А. Уткина, K.M. Ушакова и др. рассматриваются теоретико-методологические проблемы модернизации содержания и организации методической службы школы; Ю.К. Бабанский, В.Г. Воронцова, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, Ю.А. Коиаржевский, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Т.И. Шамова, Э.А. Уткин и др. свои работы посвятили руководству методической службой как составной частью управления педагогической системой; в трудах И.Ю. Алексашиной, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, A.B. Даринского, Ю.Н. Кулюткина, А.Е. Марона, Г.С. Сухобской, E.H. Тонконогой отражены различные аспекты повышения квалификации педагогов в системе непрерывного образования; А.Н. Карпов, Т.П. Афанасьева, С.Ж. Гончарова, В.М. Полонский, В.А. Сластенин, JI.H. Седова, В.И. Зверева и др. рассматривают вопросы руководства совершенствованием профессиональной компетентности педагогических кадров.
Глава 1. Теоретические основы консалтинга в области обучения
и повышение квалификации
1.1. Понятие консалтинга в области образования
Изучив литературу[2] по предмету исследования, под консалтинг в области образования будем понимать консультативное структурирование, связанное с образовательной поддержкой развивающих процессов обучения, а так же деятельность позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования обучающих технологий.
Тренинг консалтинговой структуры в образовании повышает коммуникативную активность и выявляет эффективные формы и методы актуализации творческой активности в школе.
Консалтинг – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей образовательных учреждений, педагогов.
В настоящий момент консультанты по управлению уже определились в особую профессиональную группу, хотя о состоявшемся статусе говорить пока рано. Многие авторы[3] убеждены, что педагогическое консультирование имеет большие перспективы.
К педагогическому консалтингу относят практико-ориентированные консультации по предварительной экспертизе пакета документов для прохождения процедуры лицензирования образовательной деятельности и аккредитации государственных образовательных учреждений.
Как правило, в состав услуг педагогического консалтинга входят[4]:
- вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- вопросы соблюдения законодательства в области образования и лицензионных требований и условий;
- предварительная экспертная оценка пакета документов на соответствие лицензионным требованиям;
- информационно-методическое сопровождение (консультационные занятия).
Итак, мы сформулировали понятие консалтинговой деятельности в сфере педагогики, которую мы определяем как консультативное структурирование по достижению преподавательским коллективом нового результата совместной деятельности посредством новизны процесса, с помощью которого этот результат достигается.