Введение
Глава 1. Теоретические основы консалтинга в области обучения
и повышение квалификации
1.1. Понятие консалтинга в области обучения и повышение квалификации
1.2. Особенности педагогического консалтинга
Глава 2. Практика проведения консалтинговой работы в школе
2.1. Основные параметры исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Выводы по исследованию
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами.
Убедительно доказав свою эффективность в западной экономике, консалтинг получил в настоящее время широкое распространение в отечественном производстве, банковском деле, политической и других сферах.
Судьба консалтингового движения в так называемой непроизводственной сфере – в образовании – складывается, к сожалению, не столь блестяще. Хотя образовательную систему уже давно не удовлетворяет та помощь, которую оказывают ей либо преподаватели вузов, давая точечные консультации по частным методическим вопросам, либо исследователи-диссертанты, вынужденные проводить локальные долговременные эксперименты.
Для совершенствования и перспективного развития образования особую актуальность приобретают переосмысление и модернизация ее структурообразующих элементов. Анализ практической деятельности учебных заведений показал, что в них, как и прежде, преобладают экстенсивные подходы к управлению образовательным процессом, слабо реализуются идеи демократизации, система управления нуждается в дальнейшем развитии[1]. Важным резервом инновационного развития образования является разработка концептуально новых подходов к содержанию и организации методической службы. Традиционно организованный процесс методического обеспечения во многом не удовлетворяет сегодня образовательные потребности педагогов и руководителей, т.к. многие специалисты этих служб не являются носителями обновленного содержания образования, прогрессивных педагогических и управленческих технологий, само же управление неадекватно реагирует на изменения в образовательном процессе.
Целью данной работы является изучение сущности и содержания педагогического консалтинга.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие и особенности педагогического консалтинга;
- изучить процесс консалтинга в области обучения и повышение квалификации в школе;
- определить составляющие образовательного консалтинга и разработать рекомендации для его совершенствования.
Предмет исследования – школьный консалтинг.
В качестве объекта исследования – СШ №
Исследуемый период – 2012 г.
Разработка проблемы: Многочисленные аспекты развития системы образования в целом и методических служб в частности нашли свое отражение в научной, методической литературе и в научных исследованиях. Для анализа проблемы, исследования теоретико-методологических подходов формирования консалтинговой деятельности методической службы изучались работы: по социальному управлению - В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Блауберга, Д.М. Гвишиани, Ф.Р. Филиппова и др.
В работах И.В. Жуковского, Н.В. Немовой, A.M. Моисеева, М.М. Поташника. Д.В. Татьянченко. П.И. Третьякова и др. созданы теоретические предпосылки обновления организации методической деятельности в системе оперативного научно-методического консультирования.
В трудах С.Г. Воровщикова, С.Ж. Гончаровой, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, Э.А. Уткина, K.M. Ушакова и др. рассматриваются теоретико-методологические проблемы модернизации содержания и организации методической службы школы; Ю.К. Бабанский, В.Г. Воронцова, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, Ю.А. Коиаржевский, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Т.И. Шамова, Э.А. Уткин и др. свои работы посвятили руководству методической службой как составной частью управления педагогической системой; в трудах И.Ю. Алексашиной, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, A.B. Даринского, Ю.Н. Кулюткина, А.Е. Марона, Г.С. Сухобской, E.H. Тонконогой отражены различные аспекты повышения квалификации педагогов в системе непрерывного образования; А.Н. Карпов, Т.П. Афанасьева, С.Ж. Гончарова, В.М. Полонский, В.А. Сластенин, JI.H. Седова, В.И. Зверева и др. рассматривают вопросы руководства совершенствованием профессиональной компетентности педагогических кадров.
Среди других проблем, требующих незамедлительного разрешения:
- процессуальный статус дознавателя и расширение компетенции начальника подразделения дознания. Необходимость последнего подтверждена действием в течение четырех лет Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в УПК РФ начальник подразделения дознания сегодня обладает фактическими полномочиями начальника следственного отдела. Данное изменение не понизит уровень эффективности прокурорского надзора за дознанием, поскольку уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены механизмы контроля за деятельностью указанных должностных лиц органов дознания. Одновременно введение в УПК РФ начальника подразделения дознания требует разграничить ряд полномочий между ним и начальником органа дознания, передав от последнего, в частности, право по утверждению обвинительного акта;
- Следует учитывать и зарубежный опыт например, первоначальный срок расследования во Франции составляет 2 года, в Германии - 12 месяцев;
- реалии правоприменительной практики. Например, сегодня в досудебном производстве на основании указания зам. генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева от 2 сентября 2003 г. N 21/2-11-03 наложено вето на возможность прекращения органами предварительного расследования уголовного дела по основаниям ст. ст. 25 и 28 УПК РФ (их прекращается менее 10 тыс. в год, а в суде по этим же основаниям прекращается ежегодно 250 - 300 тыс. уголовных дел);
- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии УПК РФ о том, чтобы в обвинительном заключении (ст. 220 УПК РФ) и в обвинительном акте (ст. 225 УПК РФ) не приводить подробный анализ доказательств, направлено было на создание судом необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Однако данные законодательные новации прокуратурой и судом, по сути, были отвергнуты, и законодатель внес соответствующие поправки в ст. ст. 220, 225 УПК РФ.