Введение.
Глава 1.Теоретические аспекты нарушений словоизменения у дошкольников с синдромом стертая дизартрия.
1.1. Определение понятия «стертая дизартрия».
1.2. Причина и общая характеристика нарушений словоизменения при стертой дизартрии.
1.3. Особенности словоизменения у дошкольников со стертой дизартрией.
1.4. Нарушение словоизменения как следствие недоразвития моторики при стертой форме дизартрии.
Глава 2. Исследование состояния словоизменения у дошкольников со стертой дизартрией.
2.1. Задачи и содержание обследования.
2.2. Анализ результатов обследования словоизменения.
Заключение.
Список литературы
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.
Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах словоизменения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга.
При данных дефектах логопеды встречаются с большими трудностями и период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая дизартрия-это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга(Лопатина Л.В.).
Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова [34], Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, и др.).
Для коррекции стертой дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями словоизменения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о её серьёзных нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. При этом необходимо также учитывать, что существует точка зрения о том, что различные нарушения речевой активности чаще встречаются среди мальчиков, нежели характерны для девочек старшего дошкольного возраста. Данное мнение основано на многочисленных научных исследований в области психологии, педагогики, логопедии, педиатрии и других наук. Однако исследований зависимости возникновения стертой дизартрии у старших дошкольников от их половой принадлежности практически нет.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью указанных вопросов, недостаточной изученностью особенностей словоизменения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения зависимости наличия отклонений в словоизменении у детей со стертой дизартрией на основе их половой принадлежности, с другой стороны.
Цель курсовой работы: дать характеристику нарушений словоизменения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и определить степень зависимости возникновения таких нарушений от половой принадлежности ребенка.
Дать определение понятия стертая дизартрия.
Изучить нарушения словоизменения: причины и характеристика.
Выделить особенности словоизменения у дошкольников со стертой дизартрией.
Выявить наличие или отсутствие зависимости количества и качества нарушений речи у детей со стертой дизартрией от их половой принадлежности
Гипотеза исследования: нарушения словоизменения могут иметь разную степень выраженности у детей со стертой дизартрии, но их специфика и количество не зависят от пола ребенка.
Объект исследования: словоизменение у дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: особенности нарушения словоизменения у дошкольников со стертой дизартрией.
Методы: теоретический - анализ литературных данных.
Экспериментальный - проведение констатирующего эксперимента.
Статический - анализ результатов эксперимента.
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений словоизменения у дошкольников с синдромом стертая дизартрия
1.1. Определение понятия «стертая дизартрия»
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина, 2000. С. 3). Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Исследования О.В. Правдиной детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.В. Гуровец, Р.И. Мартыновой, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой и др. рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Так, например, нарушение троичного нерва приводит к трудностям в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. При поражении подъязычного нерва ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. При поражении языкоглоточного нерва возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.