Введение
Глава І. Западная философия в первой половине ХХ века
- Развитие философской мысли в США
- Американский критический реализм
Глава ІІ. Влияние философии Джорджа Сантаяны на Американскую философию второй половины ХХ века
2.1 Философия Джорджа Сантаяны
Заключение
Список литературы
Наступление XX столетия ознаменовалось огромными переменами в жизни всего мирового сообщества. Значительная часть западных философов рассматриваемого периода создавала свои концепции и формулировала свои взгляды.
Философия истории США второй половины XX века характеризуется следующими основными чертами:
1) неопрагматическая ориентированность и как ее результат - внимание к "малым" историческим ситуациям и процесс политизации философии истории;
2) деконструктивистская и постструктуралистская интерпретация истории, сопровождающаяся абсолютизацией лингвистической концепции исторического повествования, влиянием на философско-историческую рефлексию современных литературных теорий;
3) аналитический анализ истории в парадигме логического позитивизма и философии языка;
4)акцент на исследовании логической структуры языка;
5) реализация двух стандартов научности - математического и гуманитарного;
8) восприимчивость к теоретическим и методологическим идеям континентальной философии истории.
В первой четверти XX в. появились две школы реализма: неореализм (Р. Б. Перри, 1876—1957; У. П. Монтегю, 1873—1954 и др.); критический реализм (Р. В. Селшре, 1880-1973, Дж. Сантаяна, 1863—1952, Ч. О. Стронг, 1862— 1940 и др.). Появление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь.
В США с неореалистическими идеями выступили в 1901–1902 У.П.Монтегю и Р.Б.Перри, однако как философское течение неореализм оформился здесь в 1910, когда к У.П. Монтегю и Р.Б. Пери примкнули еще четверо философов – У.Т.Марвин, У.Б.Питкин, Э.Г.Сполдинг и Э.В.Холт – и они вместе опубликовали «Программу и первую платформу шести реалистов». В более систематизированном виде их общий подход к философии был изложен в 1912 в коллективном труде «Новый реализм. Совместные исследования в философии».
В трактовке познающего сознания неореалисты придерживались той точки зрения, что оно является свойством человеческого организма, связано с поведенческими реакциями и его роль ограничивается отбором и упорядочением объектов в опыте. Однако если Э. В. Холт и Р. Б. Перри (неореалисты «второго поколения») подчеркивали пассивность сознания, его неспособность “творить” объекты, то У. П. Монтегю допускал субъективный опыт, вмешивающийся в процесс познания.
Критически реализм – это идеалистиеское направление в немецкой, английской и американской философии конца 19 — начала 20 века. В США критический реализм как самостояоятельная школа возник в начале 20-х годов 20 века, когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна и Селлерc издали сорник «Очерки критич. реализма» («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, критический реализм утверждает возможность только опосредованного познания, которое трактуется двояко: « или объект познаётся при помощи «данного» как логической сущности, отличной от объекта и субъекта, но выражающей некоторые черты первого; или опосредование осуществляется с помощью психических представлений, отражающих и символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим представители критического реализма разделились на объективных идеалистов (Дж. Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и натуралистов, сближающихся с материализмом (Селлерс, А. Лавджой). При этом Пратт тяготеет к персонализму, Сантаяна развивает объективно-идеалистиескую философию и социологическую систему, А. Лавджой «примиряет» Критический реализм с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектическому материализму.
Американских критических реалистов объединяло убеждение в том, что любое восприятие включает три отдельных ингредиента: акт восприятия, «непосредственно данное» и воспринимаемый объект. Существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает «данное», которое служит посредником между ним и объектом и в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Возможность познания физических объектов критические реалисты обосновывали тем, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир. Наиболее яркое выражение этот аспект нашел в учении Дж. Сантаяны о «животной вере», согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств. Однако в трактовке природы «данных», объектов познания и характера их взаимосвязи среди критических реалистов проявились разногласия, которые привели к распаду этого течения в 1930-е гг. Тем не менее его участники, претерпев эволюцию, продолжали отстаивать принципы Критического реализма уже независимо друг от друга. Для Дж. Сантаяны, Стронга,Д. Дрейка и др. Критический реализм стал определенным аспектом их натуралистической философии.
В данной курсовой работе я поставила себе следующие цели:
- рассмотреть концепцию критического реализма
- рассмотреть основные принципы критического реализма
- рассмотреть философию одного из выдающихся философов Дж. Сантаяны.
Глава І. Западная философия в первой половине ХХ века.
1.1 Развитие философской мысли в США
Одна из задач, вокруг которой концентрировались усилия эмпирических течений конца 19 и первых десятилетий 20 в., состояла в преодолении дуализма субъекта и объекта на основе реализма и здравого смысла. Неореалисты (Р.Перри, У.Монтегю, Э.Холт, Э.Споулдинг, У.Марвин, У.Питкин) предложили концепцию «эпистемологического монизма», согласно которой объект познания независим от субъекта, но в познавательном отношении непосредственно представлен субъекту. Критические реалисты (А.Лавджой, Д.Дрейк, Дж.Пратт, А.Роджерс, Дж.Сантаяна, Р.В.Селлерс, Ч.Стронг) считали, что такая теория не объясняет феномен ошибочности восприятия, и противопоставляли ей «эпистемологический дуализм», согласно которому отношение субъекта и объекта опосредовано ментальными сущностями. Сантаяна — наиболее талантливый и плодовитый представитель этой группы — отвергал возможность теоретических доказательств реализма: его основанием является только биологически встроенная «животная вера». Он создал плюралистическую концепцию «четырех царств бытия», в описании которых попытался соединить принципы материализма с платонизмом.
Переезды 1930- 1950-х гг. из Европы в США Р.Карнапа, Г.Рейхенбаха, Г.Фейгла, К.Гемпеля, А.Тарского и утверждение на американской почве неопозитивизма с его новым образом философии как строго доказательного теоретического знания было концом «золотого века» Американская философия, олицетворяемого классиками — Пирсом, Рой-сом, Джеймсом, Дьюи, Мидом, Уайтхедом, Сантаяной, — и началом «века анализа». Для логического эмпиризма были характерны: «лингвистический поворот», что означало переориентацию с объектного анализа на анализ языка; признание проблематики логики и методологии науки основным предметом исследования; демаркация научного знания от всенаучного (метафизики) с помощью эмпирического критерия верификации; использование для целей анализа прежде всего формализованных (искусственных) языков. Филос. идеи логических эмпириков в целом не выходили за рамки физикалистской парадигмы и были ориентированы на идеал «единой науки».
В первой четверти XX в. появились две школы реализма: неореализм (Р. Б. Перри, 1876—1957; У. П. Монтегю, 1873—1954 и др.); критический реализм (Р. В. Селшре, 1880-1973, Дж. Сантаяна, 1863—1952, Ч. О. Стронг, 1862— 1940 и др.). Появление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь.