Курсовая работа|Педагогика

курсовая Музыкальное восприятие у младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 30

Введение

Глава I. Теоретические основы развития музыкального восприятия младшими школьниками в условиях дополнительного образования 

1.1. Дополнительное образование и его основные черты.

1.2. Сущность понятия «музыкальное восприятие».

1.3. Особенности процесса формирования осознанного восприятия музыки у младших школьников.

Глава II. Основные пути развития музыкального восприятия младших школьников на занятиях  музыкального кружка

2.1. Диагностика развития музыкального восприятия младших школьников.

2.2. Основные приемы и методы развития у детей музыкального восприятия.

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение.

Список литературы:

Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами", замешанными на меркантильных взаимоотношениях.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Сложность понятия “восприятие музыки” проявляется уже в том, что в существующей литературе нет единой терминологии в обозначении этого процесса, называемого как “слушание музыки”, “интеллектуальное восприятие”, “освоение музыки”, “музыкальное восприятие-мышление” и т.д. Некоторые исследователи даже разводят понятия “восприятие музыки” и “музыкальное восприятие”, считая первое проблемой психологии, второе - музыкознания.

Многоуровневость, динамичность процесса музыкального восприятия проявляется в условном выделении таких его этапов, как возникновение интереса к произведению, установка на восприятие, понимание и переживание музыки, начальное осмысление музыкального произведения, углубленное восприятие, переосмысление, оценка, “катарсис”.

Каждый автор выделяет свой набор функций, порой без четкого критерия их определения. Так, Л.Н. Столович называет 14 функций искусства, Е.В. Назайкинский – 9, выделяя в музыкальном восприятии потребность в познании, творчестве, эстетическом наслаждении, а также функции: самовоспитание, художественное переживание, разрядку, компенсаторную функцию, функцию стимулирования других родов деятельности, формирование определенного тонуса, состояния, настроения[1].

Многие известные музыковеды, социологи подчеркивают ведущую деятельность общения в процессе восприятия музыки (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, В.В. Медушевский и др.). Творческий преобразовательный характер придает этой деятельности само формирование художественного образа в процессе музыкального восприятия. “Всякий акт потребления, - считает М.С. Каган, – есть изменение, преобразование наличного бытия и тем самым разновидность практически преобразовательной активности человека”[2].

Дмитрий Кабалевский, осуществивший прорыв в музыкальной педагогике 70-х годов ХХ столетия, предложил педагогику, одухотворенную живым дыханием искусства, идущего от образа к интонации и тогда эпиграфом к своей программе он взял слова своего современника – В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, это, прежде всего, воспитание человека»[3].

Обучение восприятию музыки как виду музыкальной деятельности дает, прежде всего, человеческое общение с учениками, общение, стимулом к которому становится совместное художественное переживание, когда, по мнению Дмитрия Кабалевского «прекрасное побуждает доброе»[4].

Учитывая актуальность нашей темы, объектом исследования является дополнительное музыкальное образование в условиях кружка.

Предмет – пути развития восприятия музыки младшими школьниками на занятиях музыкального кружка.

Гипотеза – развитие восприятия музыки младших школьников будет успешным, если:

  • на занятиях музыкой будет создана благоприятная атмосфера;
  • будут применены различные модели восприятия музыки;
  • музыкальный материал будет соответствовать возрастным особенностям.

Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос – как развивать музыкальное восприятие, выявлять эффективные приемы и методы развития музыкальных способностей. В соответствии с данной проблемой мы определили следующие цели и задачи:

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития восприятия младших школьников на занятиях музыкального кружка.

Первая задача: изучить состояние данной проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат.

Вторая задача: Выявить сущность и особенности развития восприятия музыки младшими школьниками.

Третья задача: определить наиболее эффективные приемы и методы развития восприятия музыки.

В ходе работы использовались следующие методы:

  • теоретические – это анализ психолого-педагогической литературы по этой теме;
  • изучение педагогического опыта по проблеме;
  • наблюдение за деятельностью детей во время занятий по восприятию музыки;
  • обобщение педагогического опыта в области развития восприятия музыки младшими школьниками.

Исследовательской базой нашего эксперимента является 2-й класс средней школы № г. .

Исследование проводилось в три этапа:

  1. Определение темы исследования, проведение поискового исследования, формирование гипотезы, цели, задач.
  2. Разработка содержания работы по развитию музыкального восприятия младших школьников на уроках дополнительного музыкального образования.
  3. Анализ и обобщение результатов работы.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

Введение, где обосновывается актуальность избранной темы исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, цели, задачи и методы исследования.

В главе I дано обоснование проблемы восприятия музыки младшими школьниками в условиях дополнительного образования.

В главе II приводятся конкретные методы и приемы формирования музыкального восприятия у младших школьников.

В заключении приводятся итоги проведенного исследования

В приложении – схемы, таблицы, диаграммы, карты по специальным занятиям.

 

Глава I. Теоретические основы развития музыкального восприятия младшими школьниками в условиях дополнительного образования

1.1. Дополнительное образование и его основные черты

В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.

Развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

  • сохранения позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности;
  • разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразия этого процесс в различных образовательных учреждениях и специфики различных категорий детей;
  • упорядочение и укрепление програмно-методической, кадровой, экономической база дополнительного образования;
  • создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития;
  • одновременность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;
  • разработка базисной основы содержания дополнительного образования;
  • поэтапное выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.

[1] Восприятие музыки: Сборник статей // Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. – С. 100.

[2] Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. – С. 57.

[3] Кабалевский Д. Б. Программа по музыке 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 1984. – С. 15.

[4] Кабалевский Д. Б. Программа по музыке 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 1984. – С. 9.

  1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник, №9, 1997.
  2. Белая Л. Л. Клуб в жизни ребенка. – М.: Знание, 1984. – С. 76.
  3. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград, 2000. – С.86.
  4. Восприятие музыки: Сборник статей // Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. – С. 100.
  5. Громов Е. С. Художественное творчество. - М., 1972. – С. 49.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  7. Проблема развития дополнительного образования. // «Дополнительное образование» - М., 2000.
  8. Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личности. - М., 1979. – С. 128.
  9. Ильин В. С. Формирование личности школьника (Целостный процесс). - М., 1984. – С. 173.
  10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 2004.
  11. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 1984. – С. 15.
  12. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. – С. 57.
  13. Калиш И. В. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей // под ред. А. К. Бруднова. – М.: Владос, 2000.
  14. Лебедев О. Е. , Катунова М. В. Дополнительное образование детей. – М.: Просвещение, 1986. – С. 145.
  15. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. – М., 1980. – С. 91.
  16. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972. – С. 358.
  17. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  18. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Методические очерки. – М.: МИРОС, 1998.
  19. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/Под ред. Л.А. Рапацкой .– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  20. Философский словарь. - М., 1991.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское