Введение.
Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.1.Понятие задержки психического развития и классификация.
1.2.Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития.
Глава 2 Особенности учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2.1.Особенности обучения детей с ЗПР.
2.2.Формы педагогического общения с детьми с ЗПР.
2.3. Структура урока по коррекционной направленности.
2.4.Методическое сопровождение упражнений по развитию памяти у детей с задержкой психического развития (обобщение опыта)
Заключение.
Список литературы:
Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества.
С каждым годом количество детей страдающих задержкой в развитии в общеобразовательных учреждениях увеличивается, а не уменьшается. Как правило, дети с такими проблемами не успевают в учебе, имеют низкую самооценки, и им очень трудно состоятся и развиться в обществе как личности.
Поэтому для решения этой задачи современному образовательному процессу необходимо придавать большое значение преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении. Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50 % составляют дети с задержкой психического развития [1].
Существуют такие особенности детей с ЗПР, которые отмечаются большинством исследователей вне зависимости от их научной специализации и теоретических предпочтений. В нашей работе они обозначены как «общие признаки ЗПР» исключительно из соображений удобства [1].
Вообще ЗПР характеризуется нарушением темпа созревания какой-либо одной системы. Возможен замедленный темп созревания лобной области и ее связей с другими отделами коры и подкорки. Симптомы, указывающие на незрелость лобной коры (наиболее резко проявляются в школьном возрасте): снижение критичности, недоучет важных характеристик ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке себя другими людьми (равнодушие), незрелость моторики и др. Как правило, эти симптомы носят временный и обратимый характер.
Цель: изучить особенности учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы;
- выявить причины отклонения в развитии ребенка, приводящего к ЗПР;
3.рассмотреть особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
4.предложить рекомендации для коррекции развития памяти у детей с ЗПР с учетом всех психологических и физиологических особенностей организма ребенка.
Объект: развитие памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет: особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития путем специальных коррекционных занятий.
Гипотеза: Можно предположить, что если учитель будет придерживать рекомендаций по особенностям работы с детьми с ЗПР - это увеличит успеваемость этих детей.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ и систематизация полученной информации, наблюдение, интерпретация полученной информации.
В работе мной были использованы учебная и специальная литература, а также ряд монографий и публикаций.
Работа может быть рекомендована как студентам и преподавателям педагогических вузов, психологам, специализирующимся в данной отрасли психодиагностики, а также всем желающим, кому интересна данная проблема.
Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1.Понятие задержки психического развития и классификация
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не являются умственно отсталыми.
Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии [2] в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций.
В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:
- Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);
При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной [2]. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию.
- Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);
Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
- хроническими инфекциями;
- аллергическими состояниями;
- врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
- детскими неврозами;
- астенией.
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок [3]. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.
- Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);
- Актуальные проблемы диагностики ЗПР //[Текст] Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 2009. – 344 с.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения младших школьников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. [Текст]\Л.А.Венгер - Ч. II.— М.: Наука, 2009. – 458 с.
- Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. Дубровиной И.В. и Лисиной М.И. [Текст]\И.В.Дубровина,М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 2008 . – 362 с.
- Выготский Л.С. Предыстория формирования и развития процессов памяти // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- [Текст]\Л.С.Выготский Ч. I.- М.: Наука, 2009. – 458 с.
5.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. [Текст]\А.Д.Гонеев. – М.: Академия, 2008.-336с.
- Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А. [Текст]\Т.А.Власова. – М.: Просвещение, 2008.- 47с
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. [Текст]\О.М.Дьяченко. - 2008.- № 16-11-19 с.
8.Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2008. – 800 с.
9.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у младших школьников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- [Текст]\З.М.Истомина Ч. II. — М.: Наука, 2009. – 458 с.
10.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. [Текст]\В.а.Мижериков – М.: Роспедагентство, 2008.-331с.
11.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. [Текст]\А.В.Сластенина – М.: Академия, 2007.-339с.
12.Немов Р.С. Психология образования. [Текст]\Р.С.Немов - М.: Просвещение – ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
- Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// [Текст]\В.Б.Никишина Ярославский педагогический вестник. - №4. – 2009. – С. 19.
- Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. [Текст]\Л.В.Обухова- М.: Просвещение, 2009. – 117 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. [Текст]\Б.П.Пузанова. – Москва.: Academia, 2008. – 480 с.
16.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2009.-228с.
17.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2007. -339с.
18.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.-116с.
19.Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2008. – 208 с.
- Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления младших школьников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. [Текст]\Н.Н.Поддьяков - Ч. II — М.: Наука, 2009. – 458 с.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР// Дефектология. [Текст]\Н.Г.Поддубная. - №4. – 2008-345с.
- Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский о природе памяти // Психологический журнал. - 2009. - Т. 10. - № 1. 118 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / [Текст] Г.К. Селевко. – М., 2008.-339с.
24.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Текст] В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.-318c/
- Слепович Е.С. Формирование памяти у младшего школьника с задержкой психического развития. [Текст]\Е.С.Слепович - Минск, 2009. – 269 с.
- Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у младшего школьников с ЗПР//Дефектология. [Текст]\Г.А.Стрекалова - №1. - 2007.
- Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления младшего школьника с ЗПР//Дефектология. [Текст]\Г.А.Стрекалова - №4. – 2009-340с.
- Ульенкова У.В. Младшие школьники с ЗПР. [Текст]\У.В.Ульенкова - М.: Педагогика, 2005. – 372 с.
29.Шатров А.А. Особенности развития учебного процесса у детей с ЗПР. [Текст]\А.А.Шатрова-М: Педагогика,2008-226с.
30.Якубов Е.Г.Коррекционная педагогика [Текст]\Е.Г.Якубов –М:Педагогика,2007-105с.