Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты организации и проведения театрального занятия в детском объединении
1.1. Понятие, классификация занятий в системе дополнительного образования детей
1.2. Типовая структура проведения театрального занятия в детских объединениях
Глава 2. Особенности организации занятий по технике речи в условиях театрального объединения
2.1. Общая характеристика содержания занятий по технике речи в условиях творческого объединения театральной направленности
2.2. Алгоритм построения занятия по технике речи в театральном объединении
Заключение
Список литературы
Исследование деятельности педагогов дополнительного образования показывает, что значительная их часть испытывает определенные трудности в реализации методики организации и проведения театрального занятия в условиях детского объединения, проявляющиеся в недостаточно эффективной организации деятельности обучающихся. В ряде случаев нарушаются основные дидактические принципы, нецелесообразно организуется групповая деятельность обучающихся. Следствие этого определило тему нашего исследования «Методика проведения занятий по технике речи в условиях детского театрального объединения».
Объект исследования: методика организации и проведения театрального занятия в условиях детского объединения.
Предмет исследования: процесс организации и проведения занятия по технике речи в условиях театрального объединения
Цель исследования – определение методики проведения занятий по технике речи в условиях детского театрального объединения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, классификацию занятий в системе дополнительного образования детей.
2. Выявить типовую структуру проведения театрального занятия в детских объединениях.
3. Дать общую характеристику содержания занятий по технике речи в условиях творческого объединения театральной направленности.
4. Определить алгоритм построения занятия по технике речи в театральном объединении.
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты организации и проведения театрального занятия в детском объединении
1.1. Понятие, классификация занятий в системе дополнительного образования детей
Сегодня в Российской Федерации зафиксирован перечень форм объединений дополнительного образования, которые могут осуществлять свою деятельность в сфере художественно-творческого воспитания детей. Так, например, в Приказе Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [2], приводится список таких учреждений. Согласно указанному приказу, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Дополнительное образование, обладая большим педагогическим потенциалом в формировании у детей востребованных современным обществом качеств личности, отличается вариативностью, мобильностью, доступностью, ориентацией на интересы, потребности и способности ребенка, практической направленностью, отсутствием регламентации стандартами. Данные обстоятельства обусловливают и специфику занятия, являющегося основной формой образовательного процесса в системе дополнительного образования: «оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся» [8, с 79].
Занятие в системе дополнительного образования является базовой формой организации образовательного процесса. Особенности содержания, многообразие форм, варианты классификаций, технологии проектирования и проведения занятия представлены в научных публикациях, учебных изданиях, нормативно-правовых документах, методических материалах.
В учреждении дополнительного образования занятие является базовой формой организации образовательного процесса. Занятие характеризуется определённостью отводимого на него времени, относительно постоянным составом обучающихся, порядком проведения, целостностью структуры, преимущественно коллективной формой обучения. Учебно-воспитательному процессу, организованному на занятии, свойственны определенные черты: единство воспитательной, развивающей и обучающей функций взаимодействия педагога и обучающихся; творческий характер деятельности; единство дидактической цели и подчинение ей всех компонентов занятия; построение занятия и его этапов с учётом содержания направленности дополнительной общеобразовательной программы, закономерностей усвоения учебного материала, места занятия в целостной системе обучения по программе [9].