Курсовая работа|Педагогика

Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2022 | Страниц: 28

Цена: 1 500
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе

1.2. Онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возраста и в частности у детей 3-4 лет

Глава 2. Самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет

2.1. Характеристика самообслуживания у детей 3-4 лет

2.2. Роль самообслуживания в развитии самостоятельности у детей 3-4 лет

2.3. Изучение опыта работы педагога по использованию самообслуживания для развития самостоятельности у детей

Заключение

Список используемых источников

Одним из средств развития самостоятельности у детей 3-4 лет является самообслуживание. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Чаще всего наблюдаются два типа поведения взрослых относительно процесса осуществления дошкольниками различных видов деятельности: они либо чрезмерно регламентируют их, что затрудняет проявление детьми инициативы и самостоятельности, либо не дают каких-либо реакций на те трудности, которые возникают у детей, и не оказывают им необходимой поддержки и помощи. В связи с этим можно говорить о том, что существует противоречие между наличием у старших дошкольников стремления проявлять самостоятельность в процессе различных видов деятельности, а у взрослых – желания видеть их самостоятельными, с одной стороны, и создаваемыми в дошкольной образовательной организации условиями, которые не позволяют дошкольникам в полной мере обрести необходимую самостоятельность в различных видах деятельности – с другой. Данное противоречие определяет необходимость выявления педагогических условий развития самостоятельности детей.

Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет.

Цель исследования – определить возможности развития самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возрасти и особенно у детей 3-4 лет.

3. Раскрыть сущность понятия «самообслуживание».

4. Определить роль самообслуживания у детей 3-4 лет в развитии самостоятельности.

5. Проанализировать опыт работы педагога по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.

 

Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе

Одним из ключевых принципов современного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста. Значимость развития таких личностных качеств как самостоятельность и инициативность у современных дошкольников обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности современному человеку важно уметь самостоятельно анализировать информацию, принимать решения, выполнять действия по достижению определенных целей. В связи с этим развитие самостоятельности важно осуществлять уже начиная с дошкольного возраста. Внимание к проблеме самостоятельности на современном этапе обусловлено усложняющимися условиями жизни, повышающими требования к умениям личности находить нестандартные решения, приспосабливаться к меняющемуся миру, самостоятельно разрешать возникающие затруднения, ставить цели.

Психологи определяют самостоятельность как «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве ответственности за свою деятельность и поведение» [17, с. 404]. Обращаясь к данной проблематике, необходимо отметить, что существенный вклад в исследование феномена самостоятельности в детском возрасте внесли такие представители отечественной психолого-педагогической науки, как К.Д. Ушинский, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, С.Л. Рубинштейн, согласно которым формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом [14].

С. Л. Рубинштейн отмечал, что самостоятельность – это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу [16]. Особенно важно воспитывать самостоятельность с раннего детства, так как именно в это время закладываются основные навыки.

Самостоятельность представляет собой обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность характеризуется такими критериями как независимость, ответственность, моральная правильность. По своей структуре самостоятельность многокомпонентное образование, которое включает в себя эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты [21].

Как считает А.Н. Щербаков, самостоятельность – «генерализованое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение» [24, с. 24].

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
  2. Беляева, Н.Л. Использование навыков самообслуживания как средства развития самопознания детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Л. Беляева // Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 69-73.
  3. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 1. – С. 124-132.
  4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 254 с.
  5. Ганеева, А. С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС [Текст] / А. С. Ганеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1. – С. 115-117.
  6. Година, Г.Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Г. Н. Година. – М., 1979. – 22 с.
  7. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами [Текст] / В. Д. Иванов. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  8. Касаткина, Е.А. Условия воспитания самостоятельности детей третьего года жизни в процессе труда по самообслуживанию [Текст] / Е. А. Касаткина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 64-68.
  9. Крылова, Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности [Текст] / Н.М. Крылова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2019. – № 1. – С. 81.
  10. Кузовкова, К.П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] К. П. Кузовкова. – М., 1981. – 18 с.
  11. Ливинская, О.С. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности [Текст] / О. С. Ливинская // Мастер-класс. – 2019. – № 2. – С. 37-41.
  12. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А. К. Осницкий. – М.-Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996. – 205с.
  13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. – 368 с.
  14. Павленко, С.В. Формирование инициативы и самостоятельности как способ развития личности ребенка на этапе дошкольного детства [Текст] / С. В. Павленко, И. Ю. Забугина // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. – № 3. – С. 69-75.
  15. Психология здоровья дошкольника [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – 607 с.
  16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн. – Режим доступа: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/rubinshteynosnovu_obzhey_psc.pdf.
  17. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. – М.: АСТ, 2001. – 800 с.
  18. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С. Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 7. – С. 67-71.
  19. Трубайчук, Л.В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 1-4. – С. 41-45.
  20. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
  21. Феликсова, В.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Феликсова // Интерактивная наука. – 2020. – № 1 (47). – С. 22-25.
  22. Харисова, Р.Ф. Способы стимулирования самостоятельной деятельности детей в детском саду [Текст] / Р. Ф. Харисова // Актуальные вопросы дошкольного образования. Сборник материалов круглого стола. – Йошкар-Ола, 2020. – С. 110-113.
  23. Шатова, А.Д. Истоки трудового воспитания в раннем детстве: от обслуживания – к самообслуживанию [Текст] / А. Д. Шатова // Язык и актуальные проблемы образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 343-346.
  24. Щербаков, А.Н. Развитие познавательной самостоятельности и активности [Текст] / А. Н. Щербаков. – М.: Педагогика, 1997. – 212 с.
  25. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское