Введение
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе
1.2. Онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возраста и в частности у детей 3-4 лет
Глава 2. Самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет
2.1. Характеристика самообслуживания у детей 3-4 лет
2.2. Роль самообслуживания в развитии самостоятельности у детей 3-4 лет
2.3. Изучение опыта работы педагога по использованию самообслуживания для развития самостоятельности у детей
Заключение
Список используемых источников
Одним из средств развития самостоятельности у детей 3-4 лет является самообслуживание. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Чаще всего наблюдаются два типа поведения взрослых относительно процесса осуществления дошкольниками различных видов деятельности: они либо чрезмерно регламентируют их, что затрудняет проявление детьми инициативы и самостоятельности, либо не дают каких-либо реакций на те трудности, которые возникают у детей, и не оказывают им необходимой поддержки и помощи. В связи с этим можно говорить о том, что существует противоречие между наличием у старших дошкольников стремления проявлять самостоятельность в процессе различных видов деятельности, а у взрослых – желания видеть их самостоятельными, с одной стороны, и создаваемыми в дошкольной образовательной организации условиями, которые не позволяют дошкольникам в полной мере обрести необходимую самостоятельность в различных видах деятельности – с другой. Данное противоречие определяет необходимость выявления педагогических условий развития самостоятельности детей.
Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: самообслуживание как средство развития самостоятельности у детей 3-4 лет.
Цель исследования – определить возможности развития самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать онтогенез развития самостоятельности у детей дошкольного возрасти и особенно у детей 3-4 лет.
3. Раскрыть сущность понятия «самообслуживание».
4. Определить роль самообслуживания у детей 3-4 лет в развитии самостоятельности.
5. Проанализировать опыт работы педагога по развитию самостоятельности у детей 3-4 лет через самообслуживание.
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе
Одним из ключевых принципов современного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста. Значимость развития таких личностных качеств как самостоятельность и инициативность у современных дошкольников обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности современному человеку важно уметь самостоятельно анализировать информацию, принимать решения, выполнять действия по достижению определенных целей. В связи с этим развитие самостоятельности важно осуществлять уже начиная с дошкольного возраста. Внимание к проблеме самостоятельности на современном этапе обусловлено усложняющимися условиями жизни, повышающими требования к умениям личности находить нестандартные решения, приспосабливаться к меняющемуся миру, самостоятельно разрешать возникающие затруднения, ставить цели.
Психологи определяют самостоятельность как «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве ответственности за свою деятельность и поведение» [17, с. 404]. Обращаясь к данной проблематике, необходимо отметить, что существенный вклад в исследование феномена самостоятельности в детском возрасте внесли такие представители отечественной психолого-педагогической науки, как К.Д. Ушинский, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, С.Л. Рубинштейн, согласно которым формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом [14].
С. Л. Рубинштейн отмечал, что самостоятельность – это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу [16]. Особенно важно воспитывать самостоятельность с раннего детства, так как именно в это время закладываются основные навыки.
Самостоятельность представляет собой обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность характеризуется такими критериями как независимость, ответственность, моральная правильность. По своей структуре самостоятельность многокомпонентное образование, которое включает в себя эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты [21].
Как считает А.Н. Щербаков, самостоятельность – «генерализованое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение» [24, с. 24].