Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Совершенствование навыка выразительного чтения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 50

Введение                                                                                                        

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся выразительному чтению   

2.1. Тексты литературных произведений как основа обучения чтению на начальном этапе обучения                                           

2.2.Психологические особенности речемыслительной деятельности  и речевые умения школьников                                                                             

2.3.Общие правила развития навыков речемыслительной деятельности с помощью  текстов                                                                                                                                                                              

2.4. Методика обучения выразительному чтению учащихся 4-5 классов 

Глава 3. Экспериментальное изучение возможностей и особенностей совершенствования навыков выразительного чтения в процессе изучения литературного произведения у детей 4 класса

3.1. Построение гипотезы и общее описание констатирующего, формирующего и контрольного  эксперимента                                                                           

3.2. Результаты опытной работы 

 3.3. Система работы по обучению выразительному чтению  школьников                                                   

Заключение    

Список использованной литературы

Приложение

Актуальность исследования обусловлена тем, что   художественная литература занимает особое место в воспитании подрастающего поколения. Через неё человечество знакомится со своим богатым историческим, культурным наследием. Художественные произведения пишутся для воспитания, воспитание же определяет судьбу человека. Поэтому в процессе начального обучения (первые 4 класса общеобразовательной школы) роль детских художественных произведений, особенно детской литературы, чрезвычайно велика, т.к. детям младшего школьного возраста более понятен чистый, образный, грамотный язык литературы. К тому же замечено, что в период начального обучения, когда навыки чтения у младших школьников ещё слабы, им больше нравится слушать, и слушать не всякое чтение, а чтение ясное, эмоционально насыщенное, другими словами – выразительное чтение [Икрамова 2010, с.3].

Целью исследования  явилось изучение возможностей и особенностей совершенствования навыков выразительного чтения в процессе изучения литературного произведения у детей 4 класса. Это малоизученный аспект методики преподавания литературы.

Цель обусловила решение следующих задач:

1.Провести констатирующий эксперимент.

2.Разработать и провести формирующий (обучающий) эксперимент в экспериментальной группе.

  1. Провести контрольный эксперимент.

4.Определить уровни владения навыками выразительного чтения в процессе изучения литературного произведения у детей 4 класса в контрольной и экспериментальной группах (в 4-х классах).

5.Проанализировать результаты экспериментального исследования.

6.Описать преимущества изучения литературного произведения детьми 4 класса в плане формирования навыка выразительного чтения.

  1. Дать методические рекомендации по применению литературного произведения для формирования навыков выразительного чтения у учащихся 4 класса.

Предварительное изучение методической и педагогической литературы  позволили сформулировать гипотезу исследования: устное рисование является эффективным методом развития навыка выразительного чтения.

Теоретическую базу исследования составили исследования следующих авторов: Н.А. Ипполитова; В.Н. Мещеряков; О.А. Нечаева; Н.К. Никитина; О.И. Смирнова; М.С. Соловейчик и др.  

Объект исследования – выразительное чтение фрагментов литературного произведения учащихся 4-го класса (устные ответы, выразительное чтение литературных произведений).

Предметом исследования является эффективность применения методики изучения литературного произведения в средних классах как средства формирования и совершенствования навыка выразительного чтения у школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы в области  педагогики; наблюдение; теоретическое моделирование; количественный метод подсчета баллов; а также анализ навыка выразительного чтения у учащихся.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов  можно приблизиться к пониманию механизмов совершенствования навыка выразительного чтения у  школьников при помощи изучения литературных произведений.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. Объем данной дипломной работы составляет 51 страницу.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся выразительному чтению

 1.1. Тексты литературных произведений как основа обучения чтению на начальном этапе обучения

Учащиеся III-IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.  

В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое. Уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения):

  1. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста [Молдавская 1996, с.48].

  1. Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону [Молдавская 1996, с.56].

  1. Уровень ''героя'' .Читатели, находящиеся на уровне ''героя'', отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
  1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – М.:ПапиРус, 2003.
  2. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М., 1998.
  3. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
  4. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Душанбе: Научно-исследовательский институт развития образования Академии образования Таджикистана, 2004.
  5. Кочетов В.В. Роль интонационного слуха в развитии речевой выразительности студентов-актеров театра / «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение», 6(8) –  с.1649-1654.
  6. Кубасова О.В. Выразительное чтение. Пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
  8. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 2004.
  9. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / под ред. Ладыженской Т.А. – М., 2001.
  10. Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской
    Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1999.
  11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.; АПН СССР, Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения. –  Москва: Педагогика,  1996.
  12. Никитина Н.К. Имя прилагательное. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. /Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 198
  13. Смирнова О.И. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся // Начальная школа № 6. – М., 2007.
  14. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. Русский язык в начальных классах:  Сб.  методических  задач. – М., 1999.
  15. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М., 1998.
  16. Щеголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. – СПб., 
  17. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское