Курсовая работа|Трудовое право

Совершенствование использования трудовых ресурсов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 54

Введение

1 Теоретические основы использования трудовых ресурсов

1.1  Трудовые ресурсы, понятие и их классификация

1.2 Цели и задачи использования трудовых ресурсов

1.3 Понятие эффективности использования трудовых ресурсов

2 Подходы и методы анализа трудовых ресурсов

2.1 Метод анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

2.2 Метод анализа производительности труда

2.3 Метод анализа фонда оплаты труда

2.4 Метод анализа эффективности  использования трудовых ресурсов

3 Анализ использования трудовых ресурсов на примере ОАО «ТИИР»

3.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия

3.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

3.3  Анализ производительности труда

3.4 Анализ фонда оплаты труда

3.5 Анализ эффективности  использования трудовых ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

В негативных условиях современного финансового кризиса перед многими отечественными предприятиями остро встал вопрос повышения эффективности хозяйственной деятельности. До недавнего времени управление большинства предприятий ориентировалось в первую очередь на эффективное, рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. При этом персонал организации рассматривался как статья расходов, а эффективность управления персоналом оценивалась с позиции возможной экономии бюджета организации по фонду заработной платы. При этом происходила явная недооценка роли человеческих ресурсов как неотъемлемого элемента системы управления предприятием и важнейшего фактора, от которого зависит эффективность организации в целом.

         В настоящее время в  сфере труда и трудовых отношений главными задачами является создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда и трудовой активности.  Перед предприятиями стоит задача обеспечить обоснованную дифференциацию заработной платы в зависимости от сложности выполняемой работы, заинтересованность работников в максимальном использовании своего потенциала и достижении высоких результатов деятельности. Система оплаты и стимулирования труда должна быть гибкой и постоянно приспосабливаемой к динамично меняющейся рыночной конъюнктуре, которая ставит перед предприятиями все новые и более сложные задачи.

         Одной из важнейших задач управления является установление закономерностей процесса мобильности персонала и ее зависимости от социально-демографических характеристик работников. Знание и исследование этих закономерностей позволяет прогнозировать количество увольнений и перемещений, тем самым через выявление отрицательно воздействующих на объем производства факторов, регулировать уровень движения персонала в рамках рентабельного функционирования предприятия.

          Обобщая вышесказанное, максимально полное использование трудового потенциала работников любого предприятия – ключевой фактор для его успешной деятельности в кризисных условиях. В условиях, когда многие российские производители не имеют возможности покупать новое высокопроизводительное оборудование, от эффективного использования знаний и умений работников зависит увеличение объема производства, качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, финансовое положение предприятия. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. И огромная роль при этом отводится разработке направлений улучшения использования трудовых ресурсов.

         Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что повышение эффективности использования трудовых ресурсов является актуальной задачей для большинства современных организаций.

         Целью данной работы является анализ и критическая оценка эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, определение направлений улучшения кадровой политики.

         Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы использования трудовых ресурсов;
  • изучить подходы и методы анализа трудовых ресурсов;
  • провести анализ использования трудовых ресурсов в условиях объекта исследования;
  • разработать направления улучшения использования трудовых ресурсов и рассчитать их экономическую эффективность.

         Объектом исследования в данной работе является открытое акционерное общество «ТИИР». Данное предприятие является лидером в разработке и производстве фрикционных изделий для автотранспортных средств отечественного производства и иномарок.

         Предметом исследования являются  количественные и качественные показатели эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «ТИИР».

         Для написания данной работы  в качестве нормативно – правовой базы использовались законы РФ, постановления Правительства РФ, постановления, разъяснения  Министерства Труда РФ.

         Теоретической основой работы являются труды отечественных экономистов по вопросам анализа эффективности использования трудовых ресурсов, таких как В. В. Адамчук, Т. Базаров, Б. М. Генкин, Н. А. Горелов, А. Я. Кибанов, М. Г. Мумладзе и др.

         Практической основой работы является бухгалтерская и статистическая  отчетность, кадровая документация  ОАО «ТИИР» за 2007-2009 гг.

         Структурно работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех взаимосвязанных глав. Названия глав отображают их содержание.

 

1 Теоретические основы использования трудовых ресурсов

         Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в условиях финансового кризиса. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования в значительной степени зависят объем и своевременность выполнения работ, эффективность использования оборудования и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Для разработки эффективных направлений улучшения использования трудовых ресурсов необходимо знать  теоретические основы их использования.

 

1.1  Трудовые ресурсы, понятие и их классификация

 

         Производство продукции всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Персонал предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

         Следует различать понятия «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».

         Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

         Понятие «персонал» более емкое, оно включает весь личный состав работающих на предприятии, а именно: работников списочного состава; лиц, принятых на работу по совместительству с других предприятий; лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера[1].

         Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в процессе трудовой деятельности для производства материальных благ и услуг.

         Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются.

           Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру трудовых ресурсов (персонала предприятия, цеха, участка.). Структура трудовых ресурсов также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, квалификация и т. п.

        Обычно производственный персонал предприятия подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. Непроизводственный персонал – работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации предприятия. К ним относятся работники жилищно – коммунального хозяйства, детских и медицинских учреждений, культурно-просветительных  и т.п.

         Производственный персонал – работники, занятые в производстве и его обслуживании, - составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия. К производственному персоналу в зависимости от выполняемых в производстве функций относятся рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, ученики, работники охраны  и пожарные (в крупных предприятия, если служба охраны предусмотрена самим предприятием и находится на его территории).

           Самая многочисленная и основная категория производственного персонала – это рабочие предприятия – работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Рабочие подразделяюсь на основных и вспомогательных.[2]

          К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную (валовую) продукцию предприятий и занятых осуществлением технологических процессов, т.е. изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и др. свойств предметов труда.

         К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств. Вспомогательные рабочие могут быть подразделены на функциональные группы: транспортную и погрузочную, контрольную, ремонтную, инструментальную, хозяйственную и др.

          Инженерно – технические работники  выполняют функции технического, организационного и экономического руководства и управления предприятием.

         Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий (директора, мастера, главные специалисты и др.).

         Специалисты – работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определённую должность.

         Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, секретари, статистики и др.).

         Младший обслуживающий персонал – лица, занимающие должности по уходу за служебным помещением (дворники, уборщики и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).

         Профессионально-квалификационная структура персонала складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Под профессией понимают вид (род) трудовой деятельности, требующей определённой подготовки. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях. Тарифные разряды и категории также являются и показателями, характеризующими уровень сложности работ.[3]

         Применительно к характеру профессиональной подготовленности работников используется и такое понятие, как специальность, определяющее вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии (например, профессия – экономист, а специальность – плановик, маркетолог или финансист).

          По уровню квалификация персонал распределяется на работников, квалификация который имеет количественное выражение (категории, разряды) и остальной персонал. В первой группе персонал распределяется по категориям и разрядам.

           По уровню образования персонал подразделяется на работников с ученой степенью, с высшим образованием, с неполным высшим образованием, со среднеспециальным и средним образованием, с неполным средним образованием.

         По возрасту состав персонала определяется на основе использования шкалы с различным диапазоном, например:

  • до 20 лет;
  • 21 – 25 лет;
  • 26 – 30 лет и т.д.

         Обобщая вышесказанное, персонал предприятия – это основной состав квалифицированных работников предприятия. Он классифицируется по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, квалификация.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ  (в ред. от 25.11.2009 г.)
  2. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда/Учебник. - М.: Финстатинформ, 2009. – 549 с.
  3. Алехина О.Е. Индикаторы эффективности кадровой политики // Справочник по управлению персоналом. – 2009. - № 7. – С. 12-14
  4. Базаров Т. Управление персоналом. Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 560 с.
  5. Береславская В.Л., Гамова Э.М., Жубрин А.А. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 14. – С. 19-21

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское