Введение
Глава 1 Теоретические основания формирования корпоративного имиджа организации
1.1. Понятие имидж, содержание, классификация и функции
1.2. Понятие имиджа организации
1.3. Процесс его формирования имиджа предприятия
Глава 2. Формирование имиджа салона - парикмахерской ООО «-»
2.1. Кратка характеристика салона - парикмахерской «-»
2.2. Факторы, влияющие на имидж салона-парикмахерской «-«
2.3. Рекомендации по формированию благоприятного имиджа фирмы
Заключение
Список использованных источников литературы
Приложение
Даже если организация не занимается своим имиджем, это не означает, что его нет вообще. В этом плане имидж как «необузданная стихия», непредсказуемо каким он может стать. Необходимо при этом всегда помнить, что конкурент может заниматься девальвацией имиджа соперника, в таком случае, если организация не принимает во внимание деятельность конкурента и продолжает игнорировать свою имиджевую политику, то ни к чему хорошему это не приведет.
Анализ литературы по менеджменту и маркетингу позволяет выделить ключевые аспекты разработки товарных марок в западных фирмах, а также рассмотреть возможности их разработки и продвижения на российский рынок. Такие ученые как Ф. Котлер, Я. Элвуд, Скотт М. Дэвис, Дж. Трауд, И. Шаповалова и многие другие в своих книгах раскрывают проблему разработки товарных марок.
Актуальность исследования имиджа заключается в том, что современный рынок не оставляет шанса на развитие тем компаниям, которые неправильно позиционируют себя на рынке, как известно сегодня потребители покупают не товар а «брэнд». Лучшим инструментом исследования, анализа и корректировки имиджа является PR. Непосредственно «общаясь» со своими клиентами мы можем активно в реальном времени управлять своим имиджем, и знать в каком направлении организация должна двигаться дальше. Исследования имиджа достаточно дорогой инструмент маркетинга, но при правильном проведении исследования организация получает исчерпывающую информацию о себе.
Далее организация, ориентируясь на анализ проведенного исследования, в силе составить план или масштабную кампанию по формированию или корректировке уже имеющегося имиджа.
Объект работы - салон - парикмахерской ООО «-».
Предметом работы является имидж организации, на примере салона - парикмахерской ООО «-».
Цель выполнения данной работы – изучить формирование имиджа организации, на примере салона - парикмахерской ООО «-».
Основными целями данной работы является
- Изучить теоретические основания формирования корпоративного имиджа организации
- Провести исследование по формированию имиджа салона - парикмахерской ООО «-».
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
В первой части работы рассматривается теоретические основания формирования корпоративного имиджа организации. Рассмотрены понятие имидж, содержание и механизмы формирования имиджа организации. Рассмотрены условия формирования товарной марки на российском рынке и имидж продукта.
Во второй – краткая характеристика исследуемой организации, образ и формирование имиджа салона - парикмахерской ООО «-».
При написании работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту и маркетингу, материалы периодических изданий, посвященные вопросам формированию корпоративного имиджа предприятия.
Глава 1 Теоретические основания формирования корпоративного имиджа организации
1.1. Понятие имидж, содержание, классификация и функции
В настоящее время слово "имидж" достаточно прочно вошло в деловой язык и часто используется в средствах массовой информации. Позитивный, эмоционально окрашенный образ того или иного объекта свидетельствует не только об общей культуре носителя, но и представляет существенную характеристику, которая служит основой конкурентоспособности, нацеленности на карьеру, важной предпосылкой успешной деятельности в выбранном направлении.
Чтобы более точно очертить границы анализируемого понятия обратимся к определениям, даваемым ему в научной литературе. Предлагая подойти к трактовке имиджа с лингвистической точки зрения, А.Ю. Панасюк говорит, что при дословном переводе с английского слово "image" обозначает "образ". Причём под "образом" имеется в виду не только визуальный, зрительный образ объекта, но и образ его мышления, действий, поступков и т.д. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле – как представление о чём-либо[1].
Категория образа используется и другими учёными при определении анализируемого понятия. А.П. Панфилова определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации.
О.В. Лысикова предлагает рассматривать имидж как определённый образ, который личность, его Я представляет окружающим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчёркиваются сильные стороны и скрываются недостатки[2]. Е.Б. Перелыгина определяет имидж как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект субъектного взаимодействия[3].
Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод, что, говоря об имидже какого-либо объекта, мы имеем в виду неповторимый образ-представление о нём, наделяющий объект дополнительными ценностями и выделяющий его из ряда подобных.
На сегодняшний день "имидж" является основным понятием науки имеджеологии, в рамках которой данный феномен изучается с теоретической точки зрения, формирование же позитивного имиджа на практике является одним из основных направлений деятельности по связям с общественностью. PR-специалисты подходят к анализу имиджа прагматически, руководствуясь своими специальными задачами. Для них имидж – это объект, обладающий своей структурой, особенностями и закономерностями развития и существования[4].
Говоря о структуре анализируемого понятия, Л.К. Аверченко и Г.М. Залесов в качестве наиболее важных слагаемых профессионально-личностного имиджа предлагают следующие:
- профессионализм и компетентность: успешное формирование позитивного имиджа невозможно без достижения необходимого уровня указанных характеристик. При этом следует отметить, что процесс совершенствования качества и увеличения количества знаний должен иметь непрерывный характер;
- нравственная надёжность: соблюдение этики деловых отношений, уверенность в нравственной надёжности делового партнёра чрезвычайно важны в социокультурной сфере. Особенно высокие требования к нравственной культуре специалистов возникают при выходе на мировой рынок товаров и услуг;
- гуманитарная образованность: для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье, экологическая безопасность и т.д.
- коммуникативная привлекательность: основными факторами, способствующими коммуникативной привлекательности специалиста, являются конструктивная поведенческая стратегия, эффективная поведенческая техника и обоснованная поведенческая тактика. Правильно выбранный стиль поведения как руководителя, так и специалиста – значимый шаг на пути формирования их позитивного образа;
- использование психологических техник: знание закономерностей функционирования человеческой психики, а также законов психологии играет довольно важную роль при управленческом общении для достижения своих целей[5].
В настоящее время существуют несколько вариантов типологии имиджа. Как сложное системное образование он представляет собой комплекс частных имиджей и имеет несколько критериев классификации.
В.Е. Ланкин " предлагает следующие из них:
по субъекту:
- личный: имидж конкретного человека;
- товарный: имидж товара, услуги;
- групповой: организационный, корпоративный, национальный имидж.
степень рациональности восприятия:
- когнитивный, дающий "сухую" специальную информацию и ориентированный, главным образом, на людей сведущих, узких специалистов;
- эмоциональный, чувственный, ориентированный на широкую аудиторию и призванный вызвать сильный эмоциональный отклик.
соотношение индивидуальных особенностей и социальных требований:
- конъюктурный: подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории;
- органичный: ориентированный на самоощущение и самовыражение;
- сбалансированный: сочетающий обе ориентации.[6]
Ф. Джефкинс и Д. Ядин классифицируют имидж следующим образом[7]:
- зеркальный: содержит собственное представление о человеке или организации;
- текущий: имидж человека или организации, воспринимаемый аудиторией в данный момент времени;
- желаемый: идеальный имидж, к которому стремится человек или организация;
- корпоративный: имидж организации в целом;
- множественный: имидж, образованный при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов, задающих:
- самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения;
- воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оценённую информацию;
- требуемый имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым[8].
Как следует из приведённых выше определений, существует довольно большое количество оснований для классификации имиджа, что позволяет сделать вывод о многоуровневости и структурной сложности анализируемого понятия.
Изучение структурных особенностей имиджа позволяет обосновать преемственность и тесную взаимосвязь профессионально-личностного и корпоративного имиджей, а также технологий, используемых в процессе их формирования и функций выполняемых ими. Функции же имиджа в свою очередь проявляют его содержание и предназначение для конкретной сферы деятельности. Довольно полно основные из них описывает О.В. Лысикова:
- профессиональная функция позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;
- адаптационная функция необходима для комфортного приспособления к определённой среде, группе, беседе;
- функция личностной реализации позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
- аксиологическая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;
- эвристическая функция сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
- психотерапевтическая функция заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;
- коммуникативная функция позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении.
Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формировании адаптационной способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды[9].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что имидж – это характеристика, присущая человеку, группе людей, а также товару или услуге, представляющая собой образ того или иного объекта, воспринимаемый аудиторией. Имидж обладает сложной многоуровневой структурой, которая определяется его носителем и обусловливает множество подходов к его трактованию.