Курсовая работа|Педагогика

Развитие исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 25

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы

1.1. Роль исследовательских умений в  развитии  личности школьников

1.2. Организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста

1.3. Некоторые закономерности исследовательской деятельности младших школьников

Глава 2. Проект опытно-экспериментальной работы 

Заключение

Список использованной литературы

В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,     Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Мы полагаем, что особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из более частных задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.

         Объектом нашего исследования является исследовательские умения младших школьников.

         Предметом исследовательской работы является процесс развития исследовательских умений у младших школьников.

         Целью данной курсовой работы является показать значение развития исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста.

         Цель, объект, субъект, актуальность исследования помогли сформировать задачи курсовой работы:

- выясним роль исследовательских умений в развитии личности школьников;

- выявим особенности организации исследовательской деятельности с младшими дошкольниками;

- выясним типы моделей  экспериментально-исследовательских работ младших школьников;

- рассмотрим проект опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.

 

Глава I Психолого-педагогическое обоснование проблемы

1.1 Роль исследовательских умений в  развитии  личности школьников

В начале исследовательской работы, выясним, каким образом формируются исследовательские умения у школьников разных возрастов.

            В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников  — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

- выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
- развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);

- развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
помочь в выборе профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

         Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:

- ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;

  1. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. - М.: 2001.
  2. Исаева О. В., Пятибратова Т Б. Некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности учащихся// Начальная школа. 2002. №4.
  3. Резолюция научно-практической конференции// Методология педагогического и психологического исследования, 4 октября 2002 г.
  4. Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. – М.: 2002
  5. Сердобинцев В.Я. Научная работа студентов - одно из важных условий формирования мировоз­зрения и профессиональной подготовки // Система учебно-воспитательной ра­боты в педагогическом институте как условие совершенствования качества подготовки специалистов. - Саратов, 1998.
  6. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы младших школьников. - М., 2002.

7.     Шкарина Л.И. Некоторые закономерности исследовательской деятельности как образовательной технологии

8.     Ялышева Л. В. Исследовательская деятельность — условие развития творческой личности. – М.: 2003.

  1. Кононова А.А Экспериментальная работа в школе. – М.: 2002.
  2. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л., Васильева С.В. Тенденции развития среднего педагогического образования // Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития. - М.: 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское