Курсовая работа|Педагогика

Математическое образование

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 63

Введение

  1. История развития математического образования
  2. Методы математики
  3. Значение мышления в математике
  4. Математическая культура
  5. Обучение математике

Выводы

Литература

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года написано, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Это может быть достигнуто путем повышения статуса вузовской науки, как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития и непрерывного обновления содержания профессионального образования.

Потребность государства в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями и умениями (включая умение вести поиск и отбор информации) в выбранной ими профессиональной деятельности, делает выделенную нами проблему одной из основных проблем в развитии и подготовке будущего специалиста.

 

  1.      История развития математического образования

Чтобы ответить на вопрос, чему учиться в математике, надо разобраться в том, что она – математика – собой представляет, в чем ее особенности, что и как она изучает и из каких элементов (объектов) она состоит.

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. В неразрывной связи с запросами науки и техники запас количественных отношений и пространственных форм, изучаемых математикой, непрерывно расширяется, так что приведенное определение необходимо понимать в самом общем смысле.

Академик А.Н. Колмогоров выделяет четыре периода развития математики (177): зарождения математики, элементарной математики, математики переменных величин, современной математики. В соответствии с этими периодами развивалось и совершенствовалось математическое мышление.

Понимание самостоятельного положения математики как особой науки стало возможным после накопления достаточно большого фактического материала и возникло впервые в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры. Это было началом периода элементарной математики.

В течение периода развития элементарной математики математические исследования имеют дело лишь с достаточно ограниченным запасом основных понятий, возникших в связи с самыми простыми запросами хозяйственной жизни. Вместе с тем уже происходит качественное совершенствование математики как науки. Из арифметики постепенно вырастает теория чисел. Создается алгебра как буквенное исчисление. А созданная древними греками система изложения элементарной геометрии – геометрия Евклида на два тысячелетия вперед сделалась образцом дедуктивного построения математической теории.

В XIII веке запросы естествознания и техники привели к созданию методов, позволяющих математически изучать движение, процессы изменения величин, преобразование геометрических фигур. С употребления переменных величин в аналитической геометрии и создания дифференциального и интегрального исчисления начинается период математики переменных величин.

На первый план выдвигается понятие функции, играющее в дальнейшем такую же роль основного и самостоятельного предмета изучения как ранее понятие величины и числа. Изучение функции приводит к основным понятиям математического анализа: пределу, производной, дифференциалу, интегралу. Создание аналитической геометрии позволило существенно расширить предмет изучения геометрии благодаря найденному универсальному способу перевода вопросов геометрии на язык алгебры и анализа – методу координат Р. Декарта. С другой стороны, открылась возможность геометрической интерпретации алгебраических и аналитических фактов.

Дальнейшее развитие математики привело в начале XIX века к постановке задачи изучения возможных типов количественных отношений и пространственных форм с достаточно общей точки зрения. Связь математики и естествознания, оставаясь по существу не менее тесной, приобретает теперь все более сложные формы. Новые теории возникают не только в результате запросов естествознания и техники, но также и внутренней потребности самой математики. Замечательным примером такой теории является «воображаемая» геометрия Н. Лобачевского. Развитие подобного рода исследований в математике XIX-XX веков позволяет отнести ее к периоду современной математики.

Потребности развития самой математики, «математизация» различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы деятельности, прогресс вычислительной техники привели к появлению ряда новых математических дисциплин, например, исследование операций, теория игр, математическая экономика и другие.

Основы высшей математики были разработаны в трудах выдающихся ученых: математика и механика Древней Греции Архимеда (287-212 гг. до нашей эры); французского философа и математика Р. Декарта (1596-1650); английского физика и математика И. Ньютона (1643-1727); немецкого философа, математика и физика Г. Лейбница (1646-1716); математика, механика и физика Л. Эйлера (1707-1783); французского математика и механика Ж. Лагранжа (1736-1813); немецкого математика К. Гаусса (1777-1855); французского математика О. Коши (1789-1857) и многих других крупнейших ученых.

Большой вклад в развитие математики внесли выдающиеся русские математики – Н.И. Лобачевский (1792-1856), М.В. Остроградский (1801-1861), П.Л. Чебышев (1821-1894), А.А. Марков (1856-1922), А.М. Ляпунов (1857-1918) и другие.

Современная российская математическая школа занимает одно из ведущих мест в мировой математической науке благодаря трудам знаменитых математиков – А.Д. Александрова, П.С. Александрова, В.И. Арнольда, С.Н. Бернштейна, Н.Н. Боголюбова, И.Н. Векеза, И.М. Виноградова, В.М. Глушкова, Л.В. Канторовича, М.В. Келдыша, А.Н. Колмогорова, М.А. Лаврентьева, Ю.В. Линника, А.И. Мальцева, П.С. Новикова, Ю.В. Прохорова, В.И. Смирнова, С.Л. Соболева, А.Н. Тихонова и многих других (214).

  1. Методы математики

В основе построения математической теории лежит аксиоматический метод, при котором в фундамент теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные предложения теории получаются как логические следствия аксиом. Примером применения аксиоматического подхода является евклидовая геометрия, в которой четко проведена идея получения основного содержания геометрической теории чисто дедуктивным путем из небольшого числа аксиом, истинность которых представлялась наглядно очевидной.

Основным методом в математических исследованиях являются математические доказательства – строгие логические рассуждения. В силу объективной необходимости, указывает член-корреспондент РАН Л.Д. Кудрявцев, логические рассуждения (которые по своей природе, если они правильные, являются и строгими) представляют метод математики, без них математика немыслима. Следует отметить, что математическое мышление не сводится лишь к логическим рассуждениям. Для правильной постановки задачи, для оценки ее данных, для выделения существенных из них и для выбора способа ее решения необходима еще математическая интуиция, позволяющая предвидеть нужный результат прежде, чем он будет получен, наметить путь исследования с помощью правдоподобных рассуждений. Но справедливость рассматриваемого факта доказывается не проверкой ее на ряде примеров, не проведением ряда экспериментов (что само по себе играет большую роль в математических исследованиях), а чисто логическим путем, по законам формальной логики.

Сказанное, естественно, не означает, что в курсе высшей математики мы должны использовать только «строгие» доказательства, сводя все к аксиомам. Это не только невозможно в рамках вузовского курса, но часто и нецелесообразно с методической точки зрения, так как в процессе изучения дисциплины в ограниченные сроки необходимо уделять большое внимание разъяснению математических понятий (в том числе и на интуитивном уровне), их геометрическому, физическому и экономическому смыслу, решению практических задач.

В математике изучаются математические модели. Это могут быть как непосредственно математические модели реальных явлений, так и объекты (структуры) для изучения этих моделей. Одна и та же математическая модель может описывать свойства далеких друг от друга по своему конкретному содержанию реальных явлений. Так, одно и то же дифференциальное уравнение может описывать процессы роста населения и распада радиоактивного вещества. Для математики важна не природа рассматриваемых объектов, а существующие между ними отношения.

В математике используется два вида умозаключений: дедукция и индукция, позволяющие сделать выводы соответственно на основании общих знаний для конкретного случая и, наоборот, – на основании частных случаев об общих суждениях. Принцип математической индукции гласит, что утверждение , зависящее от натурального параметра , считается доказанным, если доказано  и для любого натурального числа  из предположения, что верно , доказано, что верно .

При формулировке математических утверждений часто используются необходимые и достаточные условия. Пусть рассматривается какое-либо утверждение (положение)  в связи с некоторым утверждением (условием) . Если из  следует , т.е.  , то  называется необходимым условием для ,  если же из   следует , т.е. , то  называется достаточным условием для . Например, делимость числа на  – необходимое условие его делимости на  (делимость на  делимость на ), а, скажем, делимость числа на  - достаточное условие его делимости на  (делимость на  делимость на ). Если одновременно верны утверждения  и , т.е. , то  называется необходимым и достаточным условием для . Например, для делимости числа на  необходимо и достаточно, чтобы оно делилось на  и , ибо «делимость на  и   делимость на ».

Таким образом, необходимые условия – те, без которых рассматриваемое утверждение заведомо не может быть верным, а достаточные условия – те, при выполнении которых это утверждение заведомо верно. Выражение «необходимо и достаточно» можно заменить равносильными выражениями «тогда и только тогда», «если и только если», «в том и только в том случае». Необходимые и достаточные условия обладают в математике большой познавательной ценностью.

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 336 с.
  2. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 8-12. - 299 с.
  3. Абрамов Н.Т. Целостность и управление. – М.: Наука, 1974. – С.39.
  4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
  5. Адамар Ж. Исследование психологического процесса изобретения в области математики / Под ред. И.Б. Погребынского. - М.: Сов. Радио, 1970. - 152 с.
  6. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - Н. Новгород: Ай Кью, 1993.
  7. Акманова З.С., Королева В.В. Инновационные формы организации образовательного процесса в вузе (на примере преподавания курса «Математика»). - Высшая естественнонаучная и математическая подготовка экономистов, менеджеров и государственных служащих: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга, 2003. - С. 31-33.
  8. Акманова З.С., Королева В.В. Особенности использования информационных технологий в непрерывном математическом образовании. - Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть - М.: Просвещение, 2003. - С.14-15.
  9. Акманова З.С., Королева В.В. Особенности использования информационных технологий в учебном процессе//Материалы XIV Межвузовской конференции «Применение новых технологий в образовании», 26-27 июня 2003 г. - г. Троицк, Московской обл. – МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003. - С.54-56.
  10. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. - Алма-Ата, 1987. - 112 с.
  11. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: “Советское радио”, 1979. - С. 89.
  12. Амонов Н.К. Психологические особенности развития математического мышления у учащихся 5-9 классов: Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. - М., 1993. - 129 с.
  13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.
  14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та. – 1996. – 561 с.
  15. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. - 247 с.
  16. Андреенков В.Г., Аргунова К.Д. и др. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. // Под ред. В.Г. Андреенкова, Ю.Н. Толстовой. М.: Наука, 1989. 171 с.
  17. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: Пособие к спецкурсу / Под ред. проф. В.В. Давыдова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 84 с.
  18. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991. - 415 с.
  19. Арнольд В.И. Для чего нужна математика? // Квант.- 1993.- № 1.-С.5-15.
  20. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Сказки по математике. - М.: Высш. шк., 1994. - 64 с.
  21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 95 с.
  22. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с., ил.
  23. Атаханов Р. К диагностике развития математического мышления // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. - С. 60-67.
  24. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Под научной ред. действительного члена РАО, профессора В.В. Давыдова. - Москва-Рига, 2000. - 208 с.
  25. Атаханов Р. Некоторые психологические вопросы экспериментального обучения обобщенному способу решения простых задач // Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе / Под ред. В.В. Давыдова и Д.И. Фельдштейна. - Душанбе, 1970. - С. 181-257.
  26. Атаханов Р. Решение задач с помощью уравнений: Методическое пособие. - Душанбе: Ирфон, 1969. - 156 с. (на тадж. яз.)
  27. Атутов П.Р. Всестороннее развитие и профессиональная подготовка учащихся // Сов. педагогика. - 1987. - № 3. - С. 36-41.
  28. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. - Л., 1981.
  29. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – С. 78-95.
  30. Барон А., Матлин М. Рабочие тетради. // Высшее образование в России. - №3. – 2003. – С.106-109.

Всего 463 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2017 год 45 стр.
Курсовая Самообразование как условие профессионального роста
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2017 год 23 стр.
Курсовая Инклюзивное образование в России
Svetlana
Курсовая работа Педагогика
2019 год 40 стр.
Курсовая Экологическое образование и воспитание
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское