Введение
Глава 1. Конфликты в организации: теоретический аспект
1.1. Межличностные конфликты: определение, типология, структура, основные виды
1.2. Межличностные конфликты в организации: типология и факторы, провоцирующие их возникновение
1.3. Психологический климат в коллективе и взаимоотношения руководителя с подчиненными как факторы, влияющие на частоту конфликтов «по вертикали»
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов «по вертикали» в современной организации
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их сравнительный анализ
2.3. Статистический анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность представленного исследования обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, при определении самого понятия «конфликт» чаше всего мы сталкиваемся с попыткой подвести его под более широкую категорию противоречия. Но такой способ определения влечет за собою игнорирование специфики собственно конфликтных отношений, прежде всего – отношений межличностных. Поэтому такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно при изучении природы конфликтов вообще и межличностных конфликтов в частности, а также методики их профилактики в современной организации.
Во-вторых, межличностные конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, а потому нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они – нормальное явление нашей жизни. Конфликты в современной организации возникают из-за различий между людьми и их личностными особенностями, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого человека не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Картина современной организации без межличностных конфликтов означала бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности. Однако подобное обществу не угрожает. Поэтому необходимо задуматься над тем, существует ли какая-нибудь возможность конструктивного и успешного поведения в случае конфликта в современной организации, какую методику профилактики межличностных конфликтов среди сотрудников современной организации необходимо применить в том или ином случае.
В-третьих, в современной зарубежной конфликтологии наметилась тенденция рассматривать межличностный конфликт не только как явление деструктивное. Этот подход, идущий от Г. Зиммеля и связанный в первую очередь с именами Р. Дарендорфа, М. Дойча, Л. Козера, пытается вычленить позитивные функции межличностного конфликта. Социальные конфликты исследуются целым рядом дисциплин, и в каждой из них существует множество различных взглядов и теорий. Последнее справедливо и в отношении социальной психологии. В зарубежной литературе, например, различные подходы к конфликтам в организации представлены в работах Д, Вернард, Р. Мака, Л. Понди, А. Рапопорта, Р. Снайдера и т.д.
В отечественной психологии к анализу межличностных противоречий и конфликтов в организации, в том числе и конфликтов «по вертикали», обращались такие известные ученые, как Л.И. Божович, В.И. Гарбузов, Е.А. Донченко, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Е. Семенов, В.В. Столин, Г.И. Титаренко, Е.Б. Фанталова, С.В. Цыцарев, Т.И. Юферова, и др. Работы вышеперечисленных и других авторов составили теоретическую базу нашего исследования.
Сегодня проблемы профилактики межличностных конфликтов в организации актуализированы и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости «работы» с ними, к поиску возможностей их регулирования. Продолжается изучение природы возникновения межличностных конфликтов, их взаимосвязи с особенностями личности, провоцирующих их факторов, поиск путей их разрешения.
Актуальность представленной работы определяет цель нашего исследования – теоретическое и практическое изучение и анализ факторов, влияющих на частоту межличностных конфликтов «по вертикали» среди сотрудников современной организации.
Объектом исследования являются межличностные конфликты «по вертикали» в современной организации.
Предмет исследования – факторы, влияющие на частоту межличностных конфликтов «по вертикали» в современной организации, а именно: психологический климат в коллективе и уровень конфликтности личности.
Гипотеза исследования: частота межличностных конфликтов «по вертикали» в современной организации зависит от таких факторов, как:
- психологический климат в коллективе,
- уровень конфликтности личности членов коллектива.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
- Анализ научной литературы по проблеме межличностных конфликтов.
- Изучение типологии межличностных конфликтов в организации, факторов, провоцирующих их возникновение, влияние межличностных конфликтов в организации на деятельность сотрудников.
- Характеристика психологического климата в коллективе и взаимоотношений руководителя с подчиненными как факторов, влияющих на частоту конфликтов «по вертикали».
- Эмпирическое исследование межличностных конфликтов «по вертикали» в современной организации.
- Анализ полученных результатов.
Эмпирической базой исследования стала одна фирм оптовой торговли.
Выборка исследования составила 24 человека.
В ходе проведения данного исследования использовались следующие методы и методики:
- метод анализа научной литературы;
- метод изучения документации (в данном случае – документации отдела кадров организации);
- методика диагностики взаимоотношений персонала Н.М. Даниловой (модуль индекса частоты конфликтов «по вертикали»);
- методика оценки психологического климата в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
- методика оценки уровня конфликтности личности по Н.В. Киршевой;
- описательный метод;
- метод сравнительного анализа;
- метод статистического анализа «угловое преобразование Фишера».
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Межличностные конфликты: определение, типология, структура,
основные виды
Понятие «межличностный конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом межличностный конфликт можно определить как предельное обострение противоречий в системах «личность ↔ личность» или «личность ↔ группа». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с особенностями личности и ее острыми эмоциональными переживаниями [31, с.198].
В специальной литературе межличностные конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Например, Н.В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как «возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления к достижению каких-либо целей» [4, с.11].
Определяющим в происхождении межличностных конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость межличностного конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности [7, с.48].
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть:
- внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя),
- межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками);
- между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса [3, с.39].
Возможны также классификация межличностных конфликтов:
- по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу),
- по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу),
- смешанные, в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены межличностные вертикальные и смешанные конфликты. По данным исследований ученых-психологов, в среднем они составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта [20, с.45].
Допустима классификация также по характеру вызвавших межличностный конфликт причин. Перечислить все причины возникновения такого конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными:
- трудовым процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью [17, с.242].
По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными.
Кроме того, каждый межличностный конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых [12, с.66].