Общество начала ХХI века характеризуется рядом особенностей, присущих большинству современных социумов мира. Это, прежде всего, усилившаяся миграция населения, фундируемая как политическими, так и культурными причинами; стремление цивилизованной части населения к взаимному приятию и уважению различных культур мира, к знанию иностранных языков; возросшая потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей; необходимость в постоянном повышении профессионального уровня, как отдельного специалиста, так и целых коллективов. Для осуществления этого современному человеку необходимо учиться всю жизнь, ибо процессы совершенствования современных технологий, в том числе и производственных, бизнеса, различных видов искусств, имеют тенденцию "экспоненциального" развития и усложнения. Основополагающую роль при этом в реализации потребности современного человека к своему совершенствованию, как в профессиональном, так и общекультурном отношении, играют информационные и коммуникационные технологии. Их психологическое приятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволит современному человеку "виртуально" получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом, самосовершенствоваться как в профессиональной, так и общекультурной области, самовыражаться в позитивной сфере своих общечеловеческих стремлений. В настоящее время уже никого не удивить возможностью выхода в глобальные информационные сети для получения необходимой информации учебного назначения, реализация возможностей технологии мультимедиа в учебных целях. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием информационных и коммуникационных технологий, не имеет аналогов в прежнем, а образовательная сфера, в свою очередь, использует эти технологии самым активным образом.
Вышеизложенное определяет необходимость выявления особенностей педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий, пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, совершенствования или модификации дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования средств информатизации и коммуникации. В России этими проблемами занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, реализующих психолого-педагогические цели обучения, воспитания.
Актуальность темы работы определяется современным состоянием и перспективами развития методического обеспечения внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе, которые обусловлены многими факторами: научно-обоснованным определением места учебной дисциплины в плане школы, целями изучения соответствующей образовательной области, содержанием курса, степенью компьютерного оснащения учебного процесса и др. Важнейшая роль здесь принадлежит учителям, подготовку которых, прежде всего, призваны осуществлять профильные факультеты педвузов, где возможно обеспечение высокого уровня специальной и методической подготовки педагогических кадров.
При наличии значительного числа педагогических программных средств, предназначенных для предметной подготовки преподавателей, разработано крайне недостаточное количество эффективных программных средств учебного назначения, в основе которых заложены различные теории, составляющие психолого-педагогические основы информатизации образования.
Решению данной проблемы может способствовать разработка, в первую очередь, программно-методического обеспечения дисциплин психолого-педагогичес-кого блока школьных информатизационных дисциплин («Педагогические теории, системы, технологии»; «Новые информационные технологии в образовании» и др.).
Цель работы - активизировать личностное и профессиональное самоопределение и становление будущего преподавателя в области информатики и ИКТ.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
- Овладеть определенным комплексом научно-теоретических, научно-прак-тических и организационных умений.
- Расширить научно-теоретический кругозор по избранной проблеме.
- Совершенствовать умения и навыки, самостоятельно и систематически обновлять свои знания.
- Активизировать умение по самообразованию, работу с научной литературой, овладеть приемами умственного труда.
- Сформировать научно-исследовательские умения и навыки.
Предметом исследования являются методические разработки внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе.
Объект исследования – современные мультимедийные средства интенсификации учебного процесса.
В работе делается попытка взглянуть на методику внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе с точки зрения использования новых возможностей, которые стали доступными с развитием современных ИТ. Однако, в формате одной курсовой работы не представляется возможным, осветить все технологии, поэтому мы остановимся на конструировании педагогических средств в системе информационных технологий обучения, а также рассмотрим методические и дидактические возможности, которые предоставляются новыми информационными технологиями и попробуем сформулировать ряд положений, на которых, по нашему мнению, должен строиться современный подход к изучению основ алгоритмизации в средней школе
Методологической основой исследования явились концепции и программы развития российского образования; новые социальные требование к системе образования; научные взгляды на модернизацию образования; приоритеты образовательной политики; государственный стандарт общего образования; федеральный стандарт по информатике и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии); государственная программа информатизации системы среднего образования и др.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Место педагогических средств в педагогических системах
В педагогической науке к понятию "педагогическая система" обращались относительно редко (Ф.Ф. Королев, В.П. Беспалько, Ю.К. Бобанский, Г.Н. Александров и др.). Причем это понятие в других случаях использовалось не на субстанциональном уровне, а как случайно возникшее и проникающее в систему основных понятий педагогики, не имея особых перспектив для ее развития.
В последнее время интерес к этой проблеме значительно вырос, что обосновано особенно в плане проникновения системного анализа в область педагогической теории и практики.[1]
Под педагогической системой в данной работе понимается система, которая характеризуется целенаправленным к развитию ученика функционированием, особыми структурами, связями и отношениями между ее элементами.
В педагогическую систему входят: учителя, учащиеся, содержание образования и воспитания (как правило, регламентируемое определенными планами и программами), средства обучения и воспитания (в самом общем случае - условия обучения и воспитания); связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения между учителем и учениками, учеников друг с другом, отношение учеников к содержанию и средствам обучения и воспитания.[2]
Педагогические системы и происходящие в них процессы направлены на достижение определенных целей.
Глобальные цели - это те, которые поставлены обществом, они трансформируются, соответствующим образом, изменяются и становятся собственно целями педагогических систем, выражая требования общества к подрастающему поколению, к своим членам.
Цели, которые реализуются в педагогических системах, образуют иерархию. Иерархия целей такова: цели общества (социальный заказ); позиция личности; общие цели функционирования педагогической системы; цели функционирования педагогической системы на разных уровнях ее проявления и существования; цели педагогического процесса, протекающего в его элементарных формах (урок, занятие, воспитательный акт, воспитательное мероприятие).
Динамика отношений между целями в вышеназванном перечне выглядит так: глобальные управляющие цели (соц. заказ общества) способствуют формированию позиции личности, которые затем решающим образом сказываются на задачах формирования качеств личности, как в каждой сфере воспитания (умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое), так и интегративных.
Дальнейшее развитие качеств личности происходит на уровне элементарных форм педагогического процесса, связанного с приобретением знаний, навыков и умений с помощью определенных педагогических средств.
Образовательные цели выражают формирование знаний, навыков и умений. Знания включают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности. Образовательные цели относятся к различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могут иметь качественное различие.
Системный анализ позволяет выделить некоторые особо важные для эффективного функционирования педагогической системы подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь на первом месте подсистема: "учитель-ученик", затем: "ученик-содержание", "ученик-средства", "учитель-содержание", "учитель-средства", "ученик-ученик".
В подсистеме: "ученик-средства", "учитель-средства с наибольшей силой проявляются такие факторы: степень связи ученика с учителем с помощью средств; инструментарий общения учителя с учеником с помощью средств.
Все подсистемы диалектически сложно взаимодействуют друг с другом. Системный анализ ориентирует исследователя на изучение возможных видов взаимодействия подсистем, на выявление наиболее благоприятных условий функционирования всей системы.
Таким образом, основные преимущества системного подхода в области педагогических явлений состоят в том, что, благодаря ему, возникают новые проблемы, новые задачи, инициируются новые направления поисков, в том числе и новых педагогических средств.
1.2. Педагогические технологии как комплекс педагогических средств
В работе Г.К. Селевко[3] мы обнаружили девять различных определений термина «педагогическая технология», в том числе, и то, которое определяет педагогическую технологию как совокупность средств, используемых для достижения педагогических целей.
По нашему мнению, педагогическую технологию целесообразно определить как совокупность способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающую эффективность функционирования педагогической системы и достижение поставленных педагогических целей с помощью педагогических средств. В этом плане педагогическая технология выступает в качестве динамической, операционально-сущностной характеристики процесса, происходящего в педагогической системе.
Как указывалось выше, педагогические средства являются составной частью данной системы, но, как представляется, их «репертуар» зависит от конкретной технологии.
Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем. Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко.[4] На наш взгляд, несмотря на ряд положительных моментов, его классификация страдает серьезными недостатками, относящимися к логике построения классификационной схемы. Тем не менее, не претендуя на окончательную оценку научности данной классификации, мы предлагаем, исходя из предмета нашего исследования подразделять технологии по следующим признакам: конечная педагогическая цель; характерные особенности взаимодействия между учителем и учениками; ведущие организационные формы обучения; преобладающий метод обучения; инструментарий педагогических средств; особенности управления учебно-воспитательной деятельностью; преимущественно используемые в обучении структуры интеллектуальных процессов; уровень применения.