Курсовая работа|Педагогика

Мультимедийные технологии в образовательном процессе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Методология использования педагогических средств

1.1. Место педагогических средств в педагогических системах

1.2. Педагогические технологии как комплекс педагогических средств

Глава 2. Мультимедийные технологии в образовательном процессе

2.1. Основные направления информатизации образования

2.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

2.3. Методическое обеспечение

2.4. Использование технических средств в учебном процессе

2.4.1. Использование компьютера

2.4.2. Интенсификация учебного процесса на основе индивидуализации

          обучения с  использованием видеофонограммы

2.4.3. Использование графопроектора

2.4.4. Лингафон и управление процессом обучения аудированию

Глава 3. Основные аспекты совершенствования внедрения мультимедийных 

               технологий в образовательный процесс в средней школе

3.1. Направленность применение обучающих систем

3.2. Модель образовательного процесса с использованием информационных технологий

Заключение

Список использованной литературы

Общество начала ХХI века характеризуется рядом особенностей, присущих большинству современных социумов мира. Это, прежде всего, усилившаяся миграция населения, фундируемая как политическими, так и культурными причинами; стремление цивилизованной части населения к взаимному приятию и уважению различных культур мира, к знанию иностранных языков; возросшая потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей; необходимость в постоянном повышении профессионального уровня, как отдельного специалиста, так и целых коллективов. Для осуществления этого современному человеку необходимо учиться всю жизнь, ибо процессы совершенствования современных технологий, в том числе и производственных, бизнеса, различных видов искусств, имеют тенденцию "экспоненциального" развития и усложнения. Основополагающую роль при этом в реализации потребности современного человека к своему совершенствованию, как в профессиональном, так и общекультурном отношении, играют информационные и коммуникационные технологии. Их психологическое приятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволит современному человеку "виртуально" получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом, самосовершенствоваться как в профессиональной, так и общекультурной области, самовыражаться в позитивной сфере своих общечеловеческих стремлений. В настоящее время уже никого не удивить возможностью выхода в глобальные информационные сети для получения необходимой информации учебного назначения, реализация возможностей технологии мультимедиа в учебных целях. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием информационных и коммуникационных технологий, не имеет аналогов в прежнем, а образовательная сфера, в свою очередь, использует эти технологии самым активным образом.

Вышеизложенное определяет необходимость выявления особенностей педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий, пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, совершенствования или модификации дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования средств информатизации и коммуникации. В России этими проблемами занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, реализующих психолого-педагогические цели обучения, воспитания.

Актуальность темы работы определяется современным состоянием и перспективами развития методического обеспечения внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе, которые обусловлены многими факторами: научно-обоснованным определением места учебной дисциплины в плане школы, целями изучения соответствующей образовательной области, содержанием курса, степенью компьютерного оснащения учебного процесса и др. Важнейшая роль здесь принадлежит учителям, подготовку которых, прежде всего, призваны осуществлять профильные факультеты педвузов, где возможно обеспечение высокого уровня специальной и методической подготовки педагогических кадров.

При наличии значительного числа педагогических программных средств, предназначенных для предметной подготовки преподавателей, разработано крайне недостаточное количество эффективных программных средств учебного назначения, в основе которых заложены различные теории, составляющие психолого-педагогические основы информатизации образования.

Решению данной проблемы может способствовать разработка, в первую очередь, программно-методического обеспечения дисциплин психолого-педагогичес-кого блока школьных информатизационных дисциплин («Педагогические теории, системы, технологии»; «Новые информационные технологии в образовании» и др.).

Цель работы - активизировать личностное и профессиональное самоопределение и становление будущего преподавателя в области информатики и ИКТ.

Исходя из цели, определены следующие задачи работы:

  1. Овладеть определенным комплексом научно-теоретических, научно-прак-тических и организационных умений.
  2. Расширить научно-теоретический кругозор по избранной проблеме.
  3. Совершенствовать умения и навыки, самостоятельно и систематически обновлять свои знания.
  4. Активизировать умение по самообразованию, работу с научной литературой, овладеть приемами умственного труда.
  5. Сформировать научно-исследовательские умения и навыки.

Предметом исследования являются методические разработки внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе.

Объект исследования – современные мультимедийные средства интенсификации учебного процесса.

В работе делается попытка взглянуть на методику внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс в средней школе с точки зрения использования новых возможностей, которые стали доступными с развитием современных ИТ. Однако, в формате одной курсовой работы не представляется возможным, осветить все технологии, поэтому мы остановимся на конструировании педагогических средств в системе информационных технологий обучения, а также рассмотрим методические и дидактические возможности, которые предоставляются новыми информационными технологиями и попробуем сформулировать ряд положений, на которых, по нашему мнению, должен строиться современный подход к изучению основ алгоритмизации в средней школе

Методологической основой исследования  явились концепции и программы развития российского образования; новые социальные требование к системе образования; научные взгляды на модернизацию образования; приоритеты образовательной политики; государственный стандарт общего образования; федеральный стандарт по информатике и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии); государственная программа информатизации системы среднего образования и др.

 

       ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

 СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ

     1.1.  Место  педагогических средств  в  педагогических  системах

В педагогической науке к понятию "педагогическая система" обращались относительно редко (Ф.Ф. Королев, В.П. Беспалько, Ю.К. Бобанский, Г.Н. Александров и др.). Причем это понятие в других случаях использовалось не на субстанциональном уровне, а как случайно возникшее и проникающее в систему основных понятий педагогики, не имея особых перспектив для ее развития.

В последнее время интерес к этой проблеме значительно вырос, что обосновано особенно в плане проникновения системного анализа в область педагогической теории и практики.[1]

Под педагогической системой в данной работе понимается система, которая характеризуется целенаправленным к развитию ученика функционированием, особыми структурами, связями и отношениями между ее элементами.

В педагогическую систему входят: учителя, учащиеся, содержание образования и воспитания (как правило, регламентируемое определенными планами и программами), средства обучения и воспитания (в самом общем случае - условия обучения и воспитания); связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения между учителем и учениками, учеников друг с другом, отношение учеников к содержанию и средствам обучения и воспитания.[2]

Педагогические системы и происходящие в них процессы направлены на достижение определенных целей.

Глобальные цели - это те, которые поставлены обществом, они трансформируются, соответствующим образом, изменяются и становятся собственно целями педагогических систем, выражая требования общества к подрастающему поколению, к своим членам.

Цели, которые реализуются в педагогических системах, образуют иерархию. Иерархия целей такова: цели общества (социальный заказ); позиция личности; общие цели функционирования педагогической системы; цели функционирования педагогической системы на разных уровнях ее проявления и существования; цели педагогического процесса, протекающего в его элементарных формах (урок, занятие, воспитательный акт, воспитательное мероприятие).

Динамика отношений между целями в вышеназванном перечне выглядит так: глобальные управляющие цели (соц. заказ общества) способствуют формированию позиции личности, которые затем решающим образом сказываются на задачах формирования качеств личности, как в каждой сфере воспитания (умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое), так и интегративных.

Дальнейшее развитие качеств личности происходит на уровне элементарных форм педагогического процесса, связанного с приобретением знаний, навыков и умений с помощью определенных педагогических средств.

Образовательные цели выражают формирование знаний, навыков и умений. Знания включают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности. Образовательные цели относятся к различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могут иметь качественное различие.

Системный анализ позволяет выделить некоторые особо важные для эффективного функционирования педагогической системы подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь на первом месте подсистема: "учитель-ученик", затем: "ученик-содержание", "ученик-средства", "учитель-содержание", "учитель-средства", "ученик-ученик".

В подсистеме: "ученик-средства", "учитель-средства с наибольшей силой проявляются такие факторы: степень связи ученика с учителем с помощью средств; инструментарий общения учителя с учеником с помощью средств

Все подсистемы диалектически сложно взаимодействуют друг с другом. Системный анализ ориентирует исследователя на изучение возможных видов взаимодействия подсистем, на выявление наиболее благоприятных условий функционирования всей системы.

Таким образом, основные преимущества системного подхода в области педагогических явлений состоят в том, что, благодаря ему, возникают новые проблемы, новые задачи, инициируются новые направления поисков, в том числе и новых педагогических средств.

 

1.2. Педагогические технологии как комплекс педагогических средств

В работе Г.К. Селевко[3] мы обнаружили девять различных определений  термина «педагогическая технология», в том числе, и то, которое определяет педагогическую технологию как совокупность средств, используемых для достижения педагогических целей.

По нашему мнению, педагогическую технологию целесообразно определить как совокупность способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающую эффективность функционирования педагогической системы и достижение поставленных педагогических целей с помощью педагогических средств. В этом плане педагогическая технология выступает в качестве динамической, операционально-сущностной характеристики процесса, происходящего в педагогической системе.

Как указывалось выше, педагогические средства являются составной частью данной системы, но, как представляется, их «репертуар» зависит от конкретной технологии.

Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем. Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко.[4] На наш взгляд, несмотря на ряд положительных моментов, его классификация страдает серьезными недостатками, относящимися к логике построения классификационной схемы. Тем не менее, не претендуя на окончательную оценку научности данной классификации, мы предлагаем, исходя из предмета нашего исследования подразделять технологии по следующим признакам: конечная педагогическая цель; характерные особенности взаимодействия между учителем и учениками; ведущие организационные формы обучения; преобладающий метод обучения; инструментарий педагогических средств; особенности управления учебно-воспитательной деятельностью; преимущественно используемые в обучении структуры интеллектуальных процессов; уровень применения.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М., 2001.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.//Экономика образования. - 2002. - № 3.
  3. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)»//Образование, 2000. - № 4.
  4. Приказ Министерство образования Российской Федерации № 2572 от 2 июля 2001 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - классификатора специальностей среднего профессионального образования»//Энциклопедия Российского права, 2003. - № 5.
  5. Целевая программа правительства Москвы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы». – М., 2001.
  6. Александров Г.Н. Основы теории принятия педагогических решений как упорядочивающая различные оптимизационные подходы в педагогике//Проблемы педагогики начальной, средней и высшей школы. Сборник научно-методических трудов, Том 1, Владикавказ, 1998.
  7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1997.
  8. Блауберг Н.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., Наука, 1993.
  9. Васильев В.К. Психология и педагогика. Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996.
  10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2001.
  11. Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. - Л.: ЛГУ, 2001.
  12. Ланда Л.Н.. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 2002.
  13. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М., 1999.
  14. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. - М.: Наука, 1994.
  15. Селевко Г.К. Опыт системного анализа педагогических систем//Школьные технологии, 1996. - № 6.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
  17. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. - М.: Институт практической психологии, 1997.
  18. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: 1996.
  19. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М.: 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское