- Этапы становления личности специалистов
Образование будущего специалиста происходит в рамках образовательной системы, которая включает в себя:
- среднее образование (ориентация старшеклассников на выбор будущей профессии);
- средне-специальное образование;
- высшее профессиональное образование.
Наше наблюдение и выводы согласуются с поэтапностью становления личности специалистов, предложенным Э.Ф. Зеером.
По Э.Ф. Зееру становление будущих специалистов происходит в несколько этапов. На первом этапе в результате профориентационной работы и проявления личных наклонностей происходит знакомство с будущей профессиональной деятельностью и повышается мотивация к получению глубоких и качественных знаний.
Второй этап включает в себя получение глубоких, фундаментальных знаний по математике. Другими словами, получение предметного образования является основой для воспитания конкурентоспособного специалиста.
На третьем этапе должно осуществляться применение полученных знаний и умений (в частности, предметных) в практике общеобразовательных, специальных дисциплин, а также в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Мы рассматриваем систему общего профессионального образования как «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает новые интегративные качества, не свойственные отдельно взятым образующим систему компонентам» (238, с.99).
В нашем понимании профессиональное образование является «внешней» системой, а профессионально-ориентированное предметное образование – ее подсистемой.
Выделенная система профессионального образования является сложной, т.к. в ней имеются:
- подсистемы;
- связи между структурными элементами «внешней» системы и «внутренними» подсистемами;
- значительная неопределенность этих связей;
- присутствие некоторой непредсказуемости поведения этой системы (238).
Взаимосвязь между образовательными системами мы в своем исследовании рассматриваем с позиций становления будущих специалистов.
Все структурные элементы профессионального образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структурные элементы могут изменяться в зависимости от уровня получаемого образования и в связи с ориентацией на различную профессиональную деятельность. В своем исследовании мы ориентируемся на студентов, получающих высшее профессиональное техническое образование. Связующим компонентом между структурными элементами «внешней» системы и ее подсистемами является предметное мышление, т.к. оно способствует формированию таких качеств будущего специалиста как:
- профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности);
- коммуникативная готовность (владение речью, умение разрабатывать документацию и пользоваться ею);
- развитая способность к творческим подходам в решении профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение (144). Это в свою очередь обусловлено также принципом единства предметного и профессионального мышления.
Программа высших учебных заведений рассчитана на студента, который владеет в совершенстве устной и письменной речью, умеет на достаточно высоком уровне рассуждать, доказывать и обосновывать свой ответ, в совершенстве владеет умением работать с литературой, самостоятельным сбором и обработкой информации, а это, в свою очередь, требует развитости так называемого продуктивного (творческого) мышления.
- Взаимосвязь между предметным и профессиональным образованием
Опыт показывает, что студенты первого года обучения не готовы к творческой деятельности и в лучшем случае умеют работать по образцу.
Поэтому, выявляя взаимосвязь между предметным и профессиональным образованием, мы в качестве ядра взяли предметное мышление, которое требует от будущего специалиста творческого (не шаблонного) подхода к решению задач любой сложности.
Общая структура отражает основные элементы взаимосвязи между предметным и профессиональным образованием, как то:
- связи – внутрипредметные, межпредметные (внутренние, внешние);
- аспекты – педагогический, социальный, профессиональный, психологический;
- компоненты – проблемы, цели, задачи, принципы, формы и методы;
- функции – развивающая, обучающая, воспитывающая, оценочная, корректирующая.
Опишем подробнее каждый из выделенных элементов взаимосвязи.
- Внутрипредметные связи отражают связь между учебными элементами внутри каждой конкретной изучаемой на данном этапе обучения дисциплине. Структура таких связей одинакова как для общеобразовательных дисциплин, так и для специальных.
Можно оценивать на первой ее ступени с какими знаниями студент приступает к изучению конкретной дисциплины, т.е. каков уровень развитости его мышления. Происходит оценка готовности к обучению
На второй ступени появляется возможность оценить достижения студента в изучении основного материала.
И третья ступень позволяет показать перспективы развития знаний, умений и навыков при более глубоком изучении дисциплины.