Курсовая работа|Педагогика

Проектирование информационной технологии обучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 35

Введение

  1. Задание целей обучения
  2. Отбор и структурирование содержания учебного материала
  3. Задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала
    и исходных уровней обученности
  4. Выбор используемых компьютерных и информационных
    средств обучения
  5. Определение совокупности способов и приемов организации
    познавательной деятельности обучаемых

Заключение

Литература

Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств. Она предполагает достижения заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами будущей профессиональной деятельности, способствует формированию личностного становления будущих специалистов. В соответствии с этим ее проектирование должно подчиняется законам создания комплекса учебно-методического обеспечения дидактического процесса, при построении которого в наибольшей степени должны быть учтены различия в начальной подготовке обучаемых, варьироваться наглядность, полнота и конкретность подачи материала, обеспечиваться системность и вариативность представления информации, предусматриваться возможность проработки материала в свойственном каждому обучаемому темпе, упражнения в решении задач до получения запланированного результата, что обеспечит адекватность ИТО процессу овладения знаниями.

Исходя из сказанного проектирование ИТО должно быть организовано в соответствии со следующими принципами:

  • принцип целостности, согласно которому она должна в интегрированном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;
  • принцип воспроизводимости, согласно которому воспроизведение ИТО с учетом характеристик данной педагогической среды гарантирует достижение заданных целей обучения;
  • принцип нелинейности педагогических структур, который устанавливает приоритет факторов, оказывающих непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования соответствующих педагогических систем;
  • принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого, заключающийся в том, что учебный процесс должен обладать свойством разделения на подпроцессы, каждый из которых имеет специфические, только ему присущие особенности, отвечающие познавательным потребностям конкретного обучаемого;
  • принцип потенциальной избыточности информации, требующий разработки такой технологии процесса передачи обучаемым информации, которая создает для них оптимальные условия для обобщенного усвоения представляемых знаний.

Названные принципы определяют специфические черты проектирования ИТО в условиях подготовки профессионалов, среди которых можно выделить следующие:

  • разработка целей и задач обучения ориентируется на заранее выделенную эталонную модель конкретного специалиста;
  • логико-содержательный анализ информации изучаемых дисциплин и служебной деятельности проводится с позиции вычленения в ней ведущих идей и способов действия в контексте решения профессиональных задач специалиста;
  • ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, полное решение дидактических задач;
  • проектирование заданий-процедур, заданий-операций, задач-ориентаций, алгоритмов познания осуществляется в таких действиях обучаемых, которые можно измерить и оценить по заданным критериям (интеллектуальной, операциональной, ценностно-смысловой, нормативной готовности военного специалиста);
  • оперативная обратная связь, оценка и самооценка текущих и итоговых результатов обучения и развития личности будущего специалиста осуществляется как с позиций предметного содержания профессионального обучения (знания, умения, навыки), так и с позиций изменения личностного опыта, ценностных ориентаций и качеств обучаемого, заданных эталонной моделью специалиста.

В соответствии с этим, стержнем проектирования ИТО является постановка и реализация в учебном процессе дидактической задачи, сформулированной в контексте будущей профессиональной деятельности. Ее определение включает следующие последовательные этапы:

  • задание цели изучения конкретной учебной дисциплины;
  • отбор и структурирование содержания обучения, адекватного заданной цели;
  • задание уровней усвоения учебных тем изучаемой дисциплины;
  • выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения;
  • разработка тестов и заданий для контроля за усвоением содержания учебной дисциплины;
  • разработка структуры проведения и планирования учебных занятий;

определение совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых, построение схемы ее управления.

В соответствии с этим предлагается обобщенный алгоритм дидактического проектирования ИТО, раскрытию содержания которого и будет посвящена настоящая глава монографии.

Прежде чем перейти к рассмотрению логики дидактического проектирования ИТО, следует указать, что это сложный многоуровневый процесс, состоящий из ряда взаимообусловленных этапов, каждый из которых является объектом разработки и реализации специалистов разного профиля (педагог-методист, психолог, программист и т.д.), опирающихся при этом на фундаментальные знания в области педагогики, психологии, художественного дизайна, теории систем, теории управления и др. В каждой области знаний выработаны свои понятия, свой язык, открыты определенные законы, составляющие ее базис. Это означает, что в идеале коллектив, разрабатывающий конкретную ИТО, должен быть многопрофильным, то есть "многоязычным". Поэтому к технологу (в данном случае преподавателю-предметнику), выступающему центральной фигурой при предпроектной разработке, проектировании и эксплуатации ИТО, предъявляются повышенные требования в свете уровня и разноплановости владения информацией, относящейся к разным этапам ее проектирования.

 

  1. Задание целей обучения

Первым и наиболее важным этапом проектирования ИТО, от которого зависит результативность всего дальнейшего технологического процесса, является этап задания цели обучения. Под результативностью в этом случае следует понимать степень достижения студентом социально значимых дидактических целей, трансформированных в систему критериев, соответствующую специфике конкретного вида учебных занятий.

В зависимости от объема содержания обучения (учебный вопрос, тема, раздел, дисциплина) система целей имеет в основном последовательно иерархическую структуру. Так, цель учебного вопроса представляет собой элемент системы целей темы. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины. Цель изучения учебной дисциплины выступает как один из элементов целей подготовки специалиста–профессионала.

Цель (или цели) изучения темы, как правило, должны формулироваться в умениях выполнять сложные действия на требуемом уровне его усвоения. Это нацеливает преподавателя и обучаемого на конкретное овладение изучаемым материалом с требуемым качеством и позволяет диагностировать степень их достижения студентами.

Одним из важных требований к описанию цели является ее полнота и в то же время неизбыточность, то есть точная ориентировка на потребность обучаемого в определенных знаниях и умениях на ближайшую перспективу (3–5 лет) его будущей профессиональной деятельности.

Следующим не менее важным требованием к описанию цели выступает диагностичность. Повышение эффективности учебной деятельности предполагает знание ее исходного уровня. Определение уровня– это измерение. В свою очередь проведение любых измерений в педагогике должно основываться на выработке системы объективных педагогических критериев и применении к ним специального аппарата оценки. Решение указанных вопросов является предпосылкой для успешного проектирования ИТО. Если при ее разработке цели не заданы диагностично, то невозможно определить и точно оценить качество подготовки обучаемого, так как его (качество) изменения могут быть выявлены и измерены только в сопоставлении с целью. До тех пор пока все дидактические задачи не будут в явной форме и полностью сформулированы не удастся организовать осознанный и осмысленный процесс их разрешения.

Задание цели изучения темы завершается определением требуемого уровня ее усвоения, то есть, умения выполнять сложное действие (деятельность) с определенной степенью самостоятельности. Если тема является базовой только для данной учебной дисциплины, то в этом случае преподаватель, ведущий эту дисциплину, сам определяет уровень усвоения рассматриваемой темы. Для этого он анализирует межтемные связи и, исходя из конкретных целей, определяет требуемый уровень обученности.

Если тема обеспечивает темы других дисциплин, то требуемый уровень обученности определяется, исходя из интересов тех учебных дисциплин, для которых имеет значение изучение вопросов рассматриваемой темы.

Процесс обучения, как любой вид человеческой деятельности, характеризуется определенным соотношением категорий: цель– средство–результат. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с соответствующими средствами, необходимыми для ее практической реализации. После определения цели изучения темы необходимо для ее достижения отобрать соответствующее содержание.

  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994. - 135 с.
  2. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под.ред. А.В.Барабанщикова. - М.: ВПА, 1980. - С. 21.
  3. Алексеев О.Г., Володость И.Ф., Бабаев А.А. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ учебных заданий.- Л: ВИАЛКА, 1977. - 13 с.
  4. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. – М.: ВУ, 1996. - 103 с.
  5. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. – М.: ВПА, 1990. - 48 с.
  6. Андреев Г.П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах // Военная мысль. - 1995. –№ 9. - С. 63-69.
  7. Андриевская В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. - М., 1985. - С. 13-19.
  8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.
  9. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 78 с.
  10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
  11. Барабанщиков А.В., Черес В.И. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище: Учебное пособие. - М.: МВПККУ, 1985. - 128 с.
  12. Барашков П.Н., Житницкий М.И., Захаров М.А. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе. - Л.: ВАС им. С. М. Буденного, 1990. - 212 с.
  13. Беспалько В.П. Программированное обучение : Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1970. - 300 с.
  14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
  15. Беспалько.В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.
  16. Булгаков М.В., Пушкин А.Е., Фокин С.С. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ. В кн. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов, В.А.Садовничий и др.-М.: Изд. МГУ, 1994. - С. 147-152.
  17. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.
  18. Гласс Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 494 с.
  19. Годфруа Ж. Что такое психология. Учебное издание, в 2-х томах. (Пер. с франц.). - М.: Мир, 1992. - Т.2. - 370 с.
  20. Гусев В.В., Маслова Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. - Орел: ВИПС, 1996. - 144 с.
  21. Гусев В.В, Образцов П.И., Петров В.А. О развитии инфраструктуры информатизации вуза как основы использования информационных технологий обучения / Материалы VI Международной конференции "Информатизация правоохранительных систем. ИПС-97" 2–3 июля 1997 г. - М., 1997. - С. 89-90.
  22. Гусев В.В., Образцов П.И., Щекотихин В.М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.
  23. Давыдов В.П. Воспитание курсантов высших пограничных училищ в процессе обучения: Учебное пособие. - М.: МВПККУ, 1988. - 275 с.
  24. Давыдов В.П. Некоторые подходы к интенсификации обучения в вузе // Сб. научн. трудов ВИПС. - Орел: ВИПС, 1994. - №1. - С. 25-31.
  25. Давыдов Н.А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в процессе преподавания общественных наук с применением ЭВМ в ввузе: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1990. - 19 с.

Всего 87 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2017 год 28 стр.
Курсовая Методика обучения географии
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское