Введение
1. Теоретический аспект исследования нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3уровня
1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе
1.2. Нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
2. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественного слова
2.1. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов
2.2. Использование художественной литературы при коррекции нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Эмпирическое исследование преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3уровня при помощи художественного слова
3.1. Организация и результаты констатирующего этапа исследования
3.2. Методика коррекционно-логопедической работы с использованием художественной литературы
3.3. Эффективность преодоления нарушений слоговой структуры слов посредством художественной литературы
Заключение
Список литературы
Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.
Цель данной работы – изучить возможности художественной литературы в преодолении нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования – нарушения слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественной литературы.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы через использование комплекса игр и упражнений на основе художественной литературы.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.
2. Изучить нарушения слоговой структуры слова при ОНР 3 уровня.
3. Рассмотреть коррекционно-логопедическую работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов посредством художественного слова.
4. Провести исследование, направленное на выявление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня.
5. Разработать и апробировать методику формирования слоговой структуры слов посредством художественной литературы.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной и методической литературы по теме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 480 комбинированного вида.
Организация и методика исследования: 1. Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи. 2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова с помощью логопедической работы. 3. Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработан и апробирован комплекс игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова. Экспериментально проверена и подтверждена эффективность реализации предлагаемой работы; установлено, что их внедрение в практику специализированного обучения детей рассматриваемой категории повышает результативность коррекционного воздействия.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с
4. Волкова Н.Н., Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/581774/
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер Пресс, 1998. – 224 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
8. Ковригина Л.В. Психофизиологические механизмы онтогенеза слоговой структуры слова // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 50-53.
9. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с.
10. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. – №3. – С.63.
11. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
12. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1999. – 528 с.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680с.
14. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
15. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель С.Е. Большакова. – М.: А.П.О., 1996. – 28 с.
16. Ракова Н.Е. Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 51. – С. 45-58.
17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 224с.
18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.
19. ТкаченкоТ.А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. – М., 2002. – 19 с.
20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
22. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 103 с.
23. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 87 с.
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Академия, 2000. – 296 с.
25. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006. – 126 с.