Если выше были определены методологические основы для проектирования инновационной социокультурной технологии для формирования экологического мировоззрения у студентов, то целью данного параграфа является анализ проблемных факторов экологической подготовки кадров в гуманитарных вузах, который, как представляется, позволит нам предложить технологию, направленную на их преодоление для последующего совершенствования обучения студентов.
Исходя из формулировки темы диссертационного исследования, логично первым фактором определить субъективность образования.
Решение проблемы субъективного предполагает обстоятельный анализ средовых факторов[1].
Понятие образовательной субъективности в исследованиях[2] занимает совершенно особое место, поскольку с ним во многом связан переход от классического к неклассическому вузу, который, в данном контексте, мы можем определить как переход от ситуации монокультурности к ситуации мультикультурности. Этот переход имеет две стороны: во-первых, вуз обнаруживает себя не внутри одной культуры, а на пересечении множества культур; а во-вторых, это множество оказывается по большей части продуктом самого вуза.
Этим и задается специфика нашего понимания образовательной субъективности. Необходимость обсуждения образовательной субъективности диктуется с учетом предмета данного исследования потребностью изменения способа описания образовательного поля системы высшей школы. Если традиционно описание образования представляло собой описание образовательных отношений через идентичность участников образовательных взаимодействий, то теперь, ведя речь системе высшей школы, нам необходимо описывать образовательную идентичность через образовательные отношения, поскольку введение концепта отношений позволяет нам вводить далее контексты трансформации образовательного поля, способного порождать новые реальности или культуры, в том числе новые способы самоописания. Иными словами, изменения образовательной субъективности являются необходимым условием трансформаций системы высшей школы, но это условие невыполнимо, если мы не описываем эти изменения как изменения в отношениях.
Образовательное пространство для студента задается сегодня в каждый определенный момент времени не столько какой-то внешней конкретной учебной программой, которую он должен освоить, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией в собственную индивидуальную образовательную программу. Но в последнее время становится все более очевидным, что только лишь внешне представленное многообразие разнородных образовательных предложений еще не гарантирует для молодого человека реализацию им необходимым образом принципа индивидуализации, а часто остается для него всего лишь потенциальной возможностью.
Чтобы принцип индивидуализации реализовался сегодня на уровне каждого учащегося, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Только при этом условии хаотичное пространство разнородных образовательных услуг выступит для студента вуза конкретным ресурсом его образования.