Актуальность темы работы обусловлена тем, что сегодня в условиях модернизации российского образования в качестве одного из перспективных направлений совершенствования учебного процесса рассматривается его информатизация, призванная значительно повысить уровень подготовки обучаемых и обеспечить формирование у них информационной культуры. При этом информатизация выступает не только как процесс овладения информационными технологиями, но и как одна из человеческих ценностей современного общества, представляющая собой необходимую составляющую совершенствования системы образования России в целом.
В условиях информатизации учебного процесса у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью обучаемых, чем это имеет место при традиционных моделях обучения. В связи с этим возникает необходимость решения по новому вопросов об объеме, качестве, количестве и способах получения и представления учебной информации обучающимся, требуют переосмысления существующие подходы к проектированию, конструированию и реализации информационных технологий обучения, используемых на современном этапе. Новая роль компьютеров и особенно интернета в педагогической деятельности как хранилища хорошо структурированной информации, сравнительная простота доступа к ней, смещает целевые установки обучения с запоминания большого объема учебного материала на умение осуществлять его поиск и осмысление, определение какая именно информация необходима для решения учебных и прикладных профессиональных задач. Таким образом, актуализируется проблема перераспределения знаний между компьютером и человеком, формирования и развития у обучаемых информационно-аналитических способностей и умений. Следовательно, использование информационных технологий обучения сегодня должно быть ориентировано на достижение стратегической цели – подготовки не только специалиста-исполнителя, но и творчески мыслящей и действующей личности, способной к постоянному самосовершенствова-
нию и саморазвитию.
Сказанное стимулирует научный поиск путей решения обозначенной проблемы. В качестве одного из них предлагается использование в учебном процессе нового вида его обеспечения – информационно-технологического в гуманитарном образовании. Методологической основой для этого выступает известная в педагогике закономерность – дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, которая свидетельствует как о невозможности реализации содержания учебной дисциплины вне дидактического процесса, так и осуществления самого процесса вне конкретного содержания.
Цель работы – выявить перспективы использования интернета в гуманитарном образовании.
Задачи работы:
- Определить методологию информационно-технологического обеспечения
учебного процесса.
- Изучить место информационно-аналитических технологий в сфере
педагогического анализа.
- Провести анализ познавательных и прогностических возможностей ИАТ.
- Определить перспективы использования интернета в гуманитарном
образовании.
- Выявить преимущества пользования интернета.
- Определить проблемы использования интернета в гуманитарном
образовании.
- Указать на возможности использование интернета в гуманитарном образовании.
Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов на занятиях с использованием интернета.
Объект исследования – процесс обучения с помощью информационных технологий.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-
АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Методология информационно-технологического обеспечения
учебного процесса
Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в учебном заведении целесообразно рассматривать как систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, использование которых в педагогической практике позволяет преподавателю в условиях информатизации обучения решать дидактические задачи на технологической основе, т.е. с гарантированным качеством.
Информационную составляющую, обеспечивающую содержательный аспект подготовки специалиста следует рассматриваться в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей гарантированному достижению поставленных дидактических целей.
В качестве информационной составляющей предлагается рассматривать применение дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины. Названный комплекс представляет собой дидактическую систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках дидактических (учебно-методических) комплексов не является новой. В российской (советской) педагогике она находит свои истоки в конце 80-х начале 90-х годов XX века в работах В. П. Беспалько, Ю. Г. Татура, В. Л. Шатуновского и других исследователей. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания дидактических (программно-методических) комплексов на информационной основе стали А.А. Андреев, В.И. Боголюбов,
Н.А. Клочко, О.А. Козлов, И.В. Роберт, И.М. Шлапаков и другие ученые[1].
Анализ работ названных авторов позволяет утверждать, что предлагаемый подход имеет ряд принципиальных отличий от рассматриваемых ранее. В частности, обосновывается возможность проектирования и конструирования дидактического комплекса учебной дисциплины как дидактической системы, позволяющей педагогу через информационную составляющую процесса обучения осуществлять целостную информационную технологию обучения. Этим решается задача гарантированного достижения целей подготовки обучаемых. Каждый элемент дидактического комплекса является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога. Таким образом, предлагается рассматривать дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины как целостную систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей, изучающихся в учебном заведении. С данных позиций очень близки нам подходы, рассматриваемые в работах П.О. Околелова, А.В. Соловова и Э.Г. Скибицкого.
Среди преимуществ использования подобных комплексов в системе обучения целесообразно выделить следующие:
– во-первых, названные дидактические комплексы проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям;
– во-вторых, все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную среду;
– в-третьих, изначально при проектировании дидактических комплексов предусматривается возможность их использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях, так и при дистанционной форме обучения. Этим решается вопрос об их поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи[2].
Состав и структура комплекса могут быть весьма гибкими и зависят от содержания предметной области, для которой он разрабатывается. Так, например, в дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины “Психология и педагогика”, который успешно применяется при подготовке специалистов в Академии ФАПСИ, включены: рабочая программа дисциплины (гипертекстовый вариант); компьютеризированный учебник, включающий в себя текстовый вариант курса лекций по психологии и педагогике, электронный конспект лекций и электронный альбом схем и наглядных пособий (последние реализованы на основе интерфейса Windows-95/98 и пакета Microsoft Office-97 – графический редактор PowerPoint-97); информационно-справочная система, состоящая из двух электронных словарей соответственно по психологии и педагогике (разработаны на основе графического интерфейса Windows 95/98 и виртуальных библиотек Borland Database Engine); электронный практикум по дисциплине (гипертекстовый вариант); автоматизированная система оценки и контроля знаний обучающихся. Подробно структура и состав дидактического комплекса раскрыты в журнале “Открытое образование” № 5/2001, а также в Internet по адресу http://www.rekom.ru/~obraztsov.[3]
В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки обучаемых, предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современной информационной технологии обучения.
Результаты анализа научной и научно-популярной литературы, посвященной проблемам информатизации отечественного образования (работы Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой, С.Р. Домановой, М.И. Жалдакова, Л.В. Луцевича, О.П. Околелова, И.В Роберт, А.Н. Тихонова, В.Ф. Шолоховича и др.), свидетельствуют, что однозначного толкования понятия информационная технология обучения (computerized teaching technology) в современной дидактике до сих пор не выработано. Как правило, разные авторы вкладывают различный смысл в раскрытие ее сущности и содержания. Так, например, О.П. Околелов предлагает рассматривать информационную технологию обучения как совокупность электронных средств и способов функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Л.В. Луцевич определяет информационную технологию обучения как технологию машинной (с помощью компьютера) обработки, передачи и распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики. М.И. Жалдаков понимает под ней совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания обучающихся по управлению техническими и социальными процессами. В.Ф. Шолохович раскрывает сущность информационной технологии обучения как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения, в котором находят применение различные средства информатизации[4].