Большинство исследований, посвященных категории «физическая культура», начинаются с определения ее социальной сущности [Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры, 1991 - № 7; Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991; Мергаутова Я., Йохимсталер Ф. Тенденции формирования теории физической культуры/Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984; Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Об-во социологов РАН. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993; Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью//Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.; Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности//Теория и практика физической культуры, 1997. - № 6 и др.].
Физическая культура принадлежит к общечеловеческой культуре, но существуют весьма противоречивые толкования данного понятия. Типичным является подход к пониманию сущности физической культуры, где она рассматривается как средство совершенствования физических качеств человека (Г.И. Кукушкин, Н.А. Понамарев, В.М. Выдрин, Э.С. Маркарян, М.С. Каган и др.).
В ряде других работ, раскрывающих связь физической культуры с деятельностью, она выступает фактором по преобразованию физического состояния человека (Б.В. Ефстафьев, Л.П. Матвеев и др.).
Часть авторов исследуют физическую культуру человека в трех уровнях: на уровне тела человека, уровне сознания и самосознания, а также на уровне восприятия мира человеком (С.С. Батенин, В.В. Гречанный, В.Ф. Сержантов и др.).
На основании некоторых литературных источников можно судить о том, что понятие физической культуры имеет всего лишь два аспекта: первый - традиционный, понимаемый как совершенствование, развитие природных данных в процессе двигательной активности, второй - совершенствование образа жизни, жизнедеятельности, стремление к целостному развитию.
В ряде исследований утвердились представления о формировании физической культуры, как о процессе управления индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимых ему в сфере двигательной деятельности [Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации//Материалы II Российской научно-методической конференции. Казань, 1992; Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах//Сб. научн. тр., посвященный 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994].
По нашему мнению, данная точка зрения имеет право на существование, поскольку в общей структуре физкультурного воспитания двигательный компонент играет важную роль в развитии физического потенциала человека, формировании его жизненно важных умений и навыков.
Вместе с тем, физическая культура связана, на наш взгляд, больше с приоритетом духовности в процессе формирования телесно-двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И, видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому - одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности.
Нам представляется, что такой подход к пониманию сущности физической культуры дает возможность совершенно по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры детей. Ставя во главу угла взаимосвязь интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов, а также исследование проблемы потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов (семья, ДОУ и др.) в ее сфере - на основе изучения разнообразных форм физкультурной (двигательной) деятельности, связанной с физическим становлением и совершенствованием ребенка. И хотя эти вопросы частично (в связи с физкультурным образованием) затрагиваются в интересных, на наш взгляд, работах Л.И. Лубышевой [Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.], В.В. Приходько [Приходько В.В. Автореф. докт. дис. М., 1992.], В.П. Каргаполова [Каргаполов и др. Физическая культура, здоровье и здоровый образ жизни. - Хабаровск: ХГПУ, 1996. - 115 с.], а также в методологическом плане И.М. Быховской [Быховская И.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, № 7 и др.], но далеко не решают проблемы в целом. В данном аспекте чрезвычайно актуально высказывание В.К. Бальсевича, связанное с развитием теории, методики и организации физической культуры и спорта, с выработкой и освоением новых научно-методических и организационных концепций о «...целесообразности отказа от существующей ныне системы, предусматривающей отбор людей для занятий определенным видом спорта, и обоснована необходимость отбора вида спортивной деятельности для каждого человека в соответствии с его моторной и психологической индивидуальностью», ибо «...возможности современного арсенала физической культуры и спорта перекрывают известный нам диапазон индивидуальных двигательных способностей человека и, таким образом, позволяют каждому найти вид физкультурно-спортивной деятельности, который бы соответствовал его морфофункциональному, психологическому статусу и личностным мотивациям» [Бальсевич В.К., Громыко В.В. и др. "Теор. и практ. физ. культуры", 1981, № 8., с. 43].
- Физическая культура дошкольников
Известно, что фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте, поэтому на физическую культуру в детском саду возлагают основную функцию укрепления здоровья дошкольников [Антонелене Э.Н., Диденко И.А. Здоровьесберегающая стратегия в системе дошкольного образования//Технологии формирования здоровья, основ здорового образа жизни, условий безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста: проблемы, опыт, перспективы. - Ставрополь, 2002. – С. 53].
Изучение литературы по различным аспектам физической культуры дошкольников показало, что эта проблема, в основном, формулируется учеными-дидактами и разработчиками методик физического воспитания.
Значительный вклад в развитие научных основ физической культуры де-
тей дошкольного возраста внесли ученые: врачи - В.В. Гориневский, Л.И. Гулицкая, Е.А. Аркин; педагоги - А.И. Быкова, Е.Г. Гориневская. М.Ю. Клетеновская, Т.Н. Осокина, Е.А. Тимофеева, А.В. Запорожец, Д.В. Хухлаева и др.; психологи - А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др.
Физическая культура как составная культуры здоровья зарождается с первых дней жизни ребенка. Она воедино соединяет естественные (дарованные природой) и надприродные начала человеческого существования и развития. Жизненная ценность физической культуры нарастает с каждым годом жизни человека и обусловливает становление других сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и т.п.).
По мнению Э.Я. Степаненковой, детская физическая культура - часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой она понимает творческую деятельность, направленную на преобразование, совершенствование человеческой природы [Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – 368 с].
По мнению Л.В. Абдульмановой физическая культура дошкольника рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура двигательная. Культура телосложения включает понимание ребенком красоты человеческого тела, развитие у него двигательных способностей, совершенствующих формы тела, поддерживающих их на высоком уровне [Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка//Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998.].
Таким образом, понятие «физическая культура» многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано, на наш взгляд, с результативной, деятельной, ценностной и функциональной сторон. Наиболее существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение; деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека; ценностный аспект в сфере физического совершенствования; функциональный аспект, связанный с выявлением роли и места физической культуры в жизни общества.
В исследованиях категории «физическая культура», помимо выявления сущности, определяется ее компонентный состав и содержательные характеристики; функции, задачи и средства физической культуры.
Н.П. Абаскалова считает, что физическая культура способна решить задачи, связанные с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний формированием и развитием здоровья [Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дисс… докт. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 45 с.].
Г.С. Туманян полагает, что формирование физической культуры человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач: 1) Формирование духовной сферы личности. 2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза. 3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. 4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности. 5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. [Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировки. М.: ФиС, 1993, - 90 с.].