Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
1.1. Сущность нравственного воспитания
1.2. Эволюция проблемы нравственного воспитания
1.3. Особенности нравственного воспитания в математических представлениях
Глава 2. Практика нравственного воспитания в математических представлениях
2.1. Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств на уроках математики
2.2. Исследование нравственного воспитания в математических представлениях
Заключение
Литература
Приложения
«Не из страха, но из чувства долга
должно воздерживаться
от дурных поступков»
Демокрит [1, с. 158].
Вопросы нравственного воспитания начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в древности считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на ценностных ориентирах подрастающего поколения, отчуждения молодежи от институтов воспитания. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрочение внутренней жизни.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Актуальность темы: подтверждается анализом психолого-педагогической литературы, отражающей противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных ценностей у старшеклассников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, позволяющих осуществлять нравственное воспитание школьников на уроках математики. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предмета и методика его преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в процессе обучения.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе обучения математике, и рассмотрение путей реализации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс обучения школьников.
Предмет исследования – пути реализации нравственного воспитания школьников на уроках математики. Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: Нравственное воспитание школьников в процессе обучения математике возможно в том случае, если: а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий и их действия приобретают осознанный характер; б) осуществляется целенаправленное воздействие со стороны учителя в условиях постоянной мотивации школьников, побуждающей к преодолению данной проблемы; в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания школьников в психолого-педагогической и методической литературе. 2. Определить условия и мероприятия для формирования нравственных качеств учащихся на уроках математики. 3. В ходе констатирующего эксперимента выявить уровень нравственного воспитания школьников. Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств учеников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность, трудолюбие, чувство коллективизма и др. Базой исследования являются 7-8 классы средней общеобразовательной школы.