Введение
Глава 1. Научно-теоретические аспекты разработки маркетинговых стратегий
1.1. Особенности разработки маркетинговой стратегии организации
1.2. Маркетинговая стратегия организации, работающей в сфере предоставления услуг
Глава 2. Анализ существующей маркетинговой стратегии компании ООО «-»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Анализ структуры управления компанией
2.3. Анализ емкости рынка переводческих услуг
2.4. Анализ внешней и внутренней среды
2.5. SWOT – анализ
2.6 Разработка маркетинговой стратегии на рынке услуг для ООО «-»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
На сегодняшний день маркетинг играет одну из ведущих ролей в деятельности каждой коммерческой организации. От правильности выбора маркетинговой стратегии развития, выбора маркетинговых действий зависят все главные показатели для компании, такие как уровень продаж, рентабельность, прибыль.
Безусловно маркетинговая стратегия напрямую связана с общей стратегией развития организации. Они идут рука об руку друг с другом. Четкое определение стратегии, соблюдение и контроль за выполнением всех мероприятий приводит к хорошим результатам. В современных условиях разработка четкой маркетинговой стратегии, которая будет отвечать всем условиям рынка и будет составляющей организации не вызывает сомнения. Зачастую маркетинговая стратегия претерпевает изменения, не пройдя и половины рассматриваемого ей срока. Это происходит из-за того, что в силу изменчивости рынка, первоначальная стратегия уже не подходит и требует корректировки. Неправильно выбранная стратегия не позволяет компании достичь запланированных результатов.
Развитие стратегического на рынке потребительских услуг имеет важное значение, т.к. он вступил в ту стадию своего развития, когда отсутствие четко разработанных стратегий, базирующихся на результатах маркетинговых исследований, приводит к снижению эффективности маркетинговой деятельности и потери конкурентных преимуществ предприятия.
Маркетинг должен рассматриваться не только как один из элементов управления, но и как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вследствие всего современный маркетинг становится, прежде всего, стратегическим, возрастает целенаправленность и научная обоснованность принимаемых маркетинговых решений, краткосрочные планы все в большей мере опираются на долговременные программы, определяющие глобальные цели предприятия на рынке.
Актуальность работы – на настоящийи момент разработка маркетинговой стратегии, как как ориентир для деятельнсотии компании, стоит на одном уровне с общей стратегией компанией. Система маркетинга сейчас имеет важное значение для компании, она помогает в достижении поставленных цлей и задач.
Целью работы является маркетинговый анализ конкурентоспособности фирмы ООО «-» на рынке переводческих услуг.
Объект исследования – стратегия развития компании ООО «-».
Предмет исследования – социально-экономические отношения, складывающиеся в результате разработки стратегии компании, работающей на рынке по оказанию переводческих услуг.
Задачами работы являются:
- Проанализировать теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии на рынке оказания услуг;
- Провести анализ внешней и внутренней среды ООО «-»;
- Разработать и обосновать маркетинговую стратегию с предложением по совершенствованию деятельности компании ООО «Транлейтико» с учетом повышения конкурентоспособности компании.
Данная работа основывается на исследованиях, проведенных автором работы и касающихся анализа потенциала переводческого рынка, анализа конкурентной среды рынка, разработанном автором SWOT – анализе.
Глава 1. Научно – теоретические аспекты разработки маркетинговых стратегий
1.1. Основные понятия конкурентоспособности предприятия и ее значение в условиях рыночной экономики
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения конкурентоспособности предприятия могут быть в полной мере применены и в туризме. Для начала определим, так что же такое конкурентоспособность.
В настоящее время в ряде литературных источников представления о конкурентоспособности товаров и предприятий разных авторов очень сильно отличаются. Это связано с тем, что свое понятие конкурентоспособности автор формирует с разных точек.
Сейчас конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации как в целом в народном хозяйстве, так и отдельной фирмы. Как правило, ее применяют в качестве критерия оценки и эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Понятие о «конкурентоспособности товаров» в отечественной литературе появилось давно, а вот такие понятия, как «конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на российском уровне», «конкурентоспособность предприятия», появились только с формированием рыночных отношений в России.
Конкурентоспособность предприятия проявляется только в условиях конкуренции. Для понимания представленных подходов при рассмотрении концепции конкурентоспособности попытаемся охарактеризовать ситуацию с понятием конкуренции.
Адам Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", - считает американский экономист П. Хайне[1]. Бесспорно, в духе поведенческой интерпретации конкуренции написаны и основополагающие для настоящего курса работы М. Портера. Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. В популярном курсе экономике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю[2] говорится, что "конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его". Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. И. Шумпетер, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Теория рыночной конкуренции родилась относительно недавно. Особенно же часто встречаются вроде бы не совсем всерьез проводимые сравнения определенных типов фирм с животными и растениями: "жалящими москитами", "неповоротливыми бегемотами", "серыми мышами". Теория типов конкурентной стратегии была впервые предложена в 1935 г. Л.Г.Раменским и осталась в полном небрежении, пока через 40 лет не была переоткрыта англичанином Дж. П. Праймом и не приобрела всемирную известность. Автором же "звериных" обозначений типов фирм ("лис", "мышей", "львов" и т.д.) является всемирно известный швейцарский эксперт Харальд Фризевинкель.
Фирма может быть конкурентоспособной лишь в условиях конкуренции, в этом сходятся все авторы рассматривавшие эту проблему. Далее мнения авторов в теоретических работах расходятся. Одни рассматриваются конкурентоспособность товаров с точки зрения качества, либо конкурентоспособность предприятий с точки зрения экономических, технологических и других параметров.
Поэтому, прежде чем формировать единую систему необходимо выявить положительные и отрицательные стороны каждого из авторов.
Многие авторы отождествляют понятия «качество» и «конкурентоспособность». Например, академик А. Н. Романов и другие пишут, что «конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого предприятия создавать, выпускать и сдавать товары и услуги». При этом он сужает понятие конкурентоспособности по сравнению с понятием качества.
Профессор В. Е. Боряев в своей работе отмечает, что «в настоящее время в России проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Однако, как всегда, каких-либо специальных мер принципиального подхода по повышению конкурентоспособности отечественной экономики все еще не принято. В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике не уделялось должного внимания. В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней сконцентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны».
Уважаемый профессор утверждает, что конкурентоспособность как экономическая категория была при социализме, но ей не уделялось должного внимания, а чтобы повысить конкурентоспособность при существующих рыночных условиях, необходимо принятие каких-либо специальных мер. В то же время он старается не использовать термин «конкуренция», а рынок представляет как соперничество товаропроизводителей. Он признается, что «конкурентоспособность» определяется с точки зрения, как потребителя, так и предприятия. Однако в формулу количественной оценки он не вводит показатели со стороны потребителя, имеющего разные уровня доходов.
Наиболее близкое понятие конкурентоспособности было сформулировано профессором С. Г. Светуньковым с соавторами. Ими были сделаны попытки объединить понятия конкурентоспособности и для объектов рыночных отношений и для субъектов.
По второй точки зрения под конкурентоспособностью понимается «… текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка – объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения»[3]
Конкурентоспособность – это понятие, включающее в себя «… уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами/предприятиями/товарами на рынке».[4]
Резюмируя все вышеприведенные представления разных авторов о понятие конкурентоспособности, можно сделать вывод:
- Конкурентоспособность товаров (услуг) и предприятий в настоящее время объективно существует на рынках России.
- Конкурентоспособность включает в себя оценку качества, как со стороны предприятия, так и со стороны потребителей.
- Необходимо учитывать не только спрос населения, но и уровень доходов той или иной группы населения и проявления этих потребностей на том или рынке.
- Конкурентоспособность является динамической категорией, и необходимо учитывать эту динамичность на том или ином рынке.
Таким образом, основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве предприятия рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом.
Конкурентоспособность - это некая относительная интегральная характеристика, отражающая отличия фирмы от фирмы-конкурента и, соответственно, определяющая её привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующая на одних рынках фирма будет совершенно неконкурентоспособной на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.