Введение
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности.
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности.
1.2. Характеристика конкурентных сил по модели М. Портера.
1.3. Стратегии планирования конкурентоспособности.
1.4. Новые стратегические возможности бизнеса.
Глава 2. Современные стратегические тенденции в различных сферах деятельности бизнеса.
2.1. Туризм – динамичный сектор мировой экономики.
2.2. PR- как необходимое условие успешного бизнеса.
2.3. Реклама – орудие воздействия на психику человека.
2.4. Банковская услуга – специфическая сфера деятельности.
Заключение
Список литературы
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением рынка. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, установления цен, развертывание службы сервиса.
По отношению к рынку маркетинг имеет двустороннюю структуру: маркетинг, осуществляемый продавцами и маркетинг, осуществляемый покупателями. В.Е. Хруцкий определяет маркетинг “как комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю”.1
Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.
Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов, с точки зрении маркетинга, позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка (кто может стать торговым посредником).
В целях определения наиболее экономичных путей и способов наращивания объема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.
Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление главных конкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.
Актуальностью данной работы является стратегическое предвидение ситуаций в целях повышения конкурентоспособности услуг.
Целью работы является разработка стратегий повышения конкурентоспособности услуг (товара, продукции).
В связи с данной целью нами были поставлены следующие задачи:
- обосновать экономическую сущность конкурентоспособности;
- дать характеристику конкурентных сил по модели М.Портера;
- исследовать стратегии планирования конкурентоспособности;
- выявить новые стратегические возможности бизнеса;
-рассмотреть современные стратегии повышения конкурентоспособности в различных сферах бизнеса:
- туризме, как динамичном секторе мировой экономики;
- PR - как необходимом условии успешного бизнеса;
- рекламе, как орудии воздействия на психику человека.
- банковской деятельности – как специфичного вида услуг.
Объектом исследования являются услуги различных сфер бизнеса.
Предметом исследования являются конкурентные отношения, складывающиеся на рынке услуг.
Методической и методологической основой работы явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов, маркетологов, менеджеров, изучающих проблему развития рынка услуг, в частности, конкурентоспособности услуг.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности.
-
Экономическая сущность конкурентоспособности.
Понятие “конкуренция” вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало независимое соперничество двух и более конкурентов, заинтересованных в достижении одной цели – максимизации прибыли. Понятие “конкуренции” многозначно и не охватывается одним лишь определением. Для более широкого раскрытия сущности конкуренции рассмотрим эволюцию теоретических взглядов учёных экономистов на данную проблему.
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена А.Смитом в его знаменитом принципе “невидимой руки”. Он обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. Преследуя собственный интерес, производитель одновременно реализует и интересы всего общества, причём часто делает это более эффективно и добросовестно, чем, если бы ставил перед собой только альтруистические цели. Словно невидимая рука правит миром. Дёргая за ниточки марионеток – предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким “идеальным” планом развития экономики. При этом “ниточками”, т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям “невидимой руки” служит как раз конкуренция.[1]
По своей природе конкуренция является конкретной формой функционирования отношений рыночного соперничества и одновременно – атрибутом многосубъектного рынка. Конкуренция (от латинского слова “конкуро” – сталкиваться) характеризует соперничество между участниками рыночной экономики. А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стерликов определяют конкуренцию так: “Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров”.[2] А.Е. Городецкий и Л.Н. Лыкова в своём определении характеризуют конкуренцию как “постоянную борьбу за лидерство, за достойное место в производстве и на рынке, а следовательно, и за вытекающие отсюда возможности в распределении и потреблении.”[3] Спиридонов И.А. определяет конкуренцию как “экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли”.[4]
По определению Ивановой С.П., конкуренция – это “процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между производителями, потребителями за наиболее выгодные условия реализации своих целей”.[5]
Васьковский А.С. определяет конкуренцию с одной стороны, как “эффективный механизм естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка”, а с другой – как легализованную форму экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за её рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.[6]
Тавасиев А.М. и Ребельский Н.М. рассматривают конкуренцию с позиции её разделения на совершенную и несовершенную. Достоинства свободного предпринимательства, которые во многом являются предметом политической пропаганды, могли бы проявиться только в условиях так называемой совершенной конкуренции. Под этим понимается такое состояние рынка, при котором:
- в каждой отрасли действует множество независимых друг от друга предпринимателей (производителей и продавцов);
- все они производят и продают абсолютно идентичную продукцию; ни один из них сам по себе не в состоянии как-либо воздействовать на величину рыночной цены ни в сторону её повышения, и в сторону её понижения. Последнее состояние рынка реально только в том случае, если каждый из предпринимателей занимает в общих объёмах отраслевого производства и продаж заведомо меньшую, чем некоторое пороговое значение, т.е. множество состоит из мелких и мельчайших предпринимателей и все они продают свою продукцию на однородном рынке, в рамках одинаковых условий.
1 Современный маркетинг / Под ред. Хруцкого В.Е. – М.: Финансы и статистика. 1991г.
[1] См.: Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993. – С.175-176.
[2] См.: Амбарцумов А., Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Ч.1. – М.: Социально-политический журнал, 1996. – С.192.
[3] См.: Городецкий А., Лыкова Л. Конкуренция и монополии в экономике.// Общественные науки. – 1991. - №1. – С.32.
[4] См.: Спиридонов И. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.15.
[5] См.: Иванова С.П. Банковский маркетинг, его значение и специфика. – М.: Изд. МГУЛ, 2000. – С.13.
[6] См.: Васьковский А.С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. – М.: РАГС, 2000. – С.4.