Введение
Глава 1.Теоретические основы формировани исследовательских умений у младших школьников
1.1. Роль исследовательских умений в развитии личности школьников
1.2. Организация исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста
1.3. Некоторые закономерности исследовательской деятельности младших школьников
Глава 2. Методика проектирования опытно-экспериментальной работы
2.1 Методика проведения эксперимента
2.2. Направления исследования
Заключение
Список использованной литературы
В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Мы полагаем, что особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из более частных задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Объектом нашего исследования является исследовательские умения младших школьников.
Предметом исследовательской работы является процесс развития исследовательских умений у младших школьников.
Целью данной курсовой работы является показать значение развития исследовательской деятельности у детей младшего школьного возраста.
Цель, объект, субъект, актуальность исследования помогли сформировать задачи курсовой работы:
- выясним роль исследовательских умений в развитии личности школьников;
- выявим особенности организации исследовательской деятельности с младшими дошкольниками;
- выясним типы моделей экспериментально-исследовательских работ младших школьников;
- рассмотрим проект опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.
Глава IТеоретические основы формировани исследовательских умений у младших школьников
1.1 Роль исследовательских умений в развитии личности школьников
В начале исследовательской работы, выясним, каким образом формируются исследовательские умения у школьников разных возрастов.
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:
обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
- выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
- развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
- развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
помочь в выборе профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:
- ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
- изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»;
- развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).
Исследовательская деятельность школьников состоит из нескольких этапов:
I этап — выбор научно-исследовательской темы.
II этап — 12 — часовой лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» (что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования; как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов).
III этап — индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
IV этап — оформление исследовательской работы.
V этап — защита исследовательской работы на научно-практической конференции.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;