Курсовой проект|Психология

Курсовая Самооценка школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 41

Введение

Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте

1.2. Опыт изучения учебной самооценки старшего школьника

Глава 2. Экспериментальное исследование

Заключение

Литература

Приложение

              Значение самооценки в жизни человека велико. Она выступает важнейшим фактором мотивации и деятельности.

Для психолога и педагога крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью повышения личностной и учебной самооценки. В связи с этим можно говорить об актуальности нашего исследования.

Цель данной работы – рассмотреть способы и особенности определения самооценки  детей старшего школьного возраста.Объект – учебная и личностная самооценка ребенка.Предмет нашей работы – способы определения самооценки детей старшего школьного возраста.

Указанная цель предполагала решение следующих конкретных задач:

  1. Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
  2. Обратиться к опыту исследования учебной самооценки детей старшего школьного возраста.
  3. Провести экспериментальное исследование личностной самооценки детей старшего школьного возраста.

Нами выдвигается следующая гипотеза:  детям старшего школьного возраста присуща адекватная самооценка.

             Теоретической разработкой проблем определения самооценки детей занимались такие исследователи, как Л.М.Кротова, К.Р.Сидоров, Л.Олийнык, И.Д.Шустова. Их работы, опубликованные в периодических изданиях, явились опорой для решения поставленных нами задач.

            В исследовании использовался метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

Решение вышеперечисленных задач определяет логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.

Структура курсовой работы. В исследовании выделены введение, основная часть (состоящая из двух глав), заключение, список литературы, приложение.

            Во Введении  обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи.  Указывается  методологическая основа работы.

Первая глава освещает теоретический материал исследований самооценки детей старшего школьного возраста.

Вторая глава заключает  экспериментальное исследование.

            В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

            

Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте

Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе определяется как  одна из разновидностей оценочных способностей.

Процесс самопознания человека, в котором формируется само­оценка и развивается способность к оцениванию, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не гово­ря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.

Самооценка определяет поведение учащихся - это начало станов­ления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.

Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок не реагирует на замечания.

Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться.

Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Ее значение велико; она важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителя­ми, родителями, товарищами. Завышенная самооценка - конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.

Самое сильное влияние на самооцен­ку оказывает мнение родителей и близких.[1] Самооценка запечатлевается на эмоцио­нальном уровне и в дальнейшем «обрас­тает» целой системой нерациональных ус­тановок. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относят­ся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки  типа «ты у меня самый умный и красивый» формируются намно­го позже. Сегодня дети в обеспеченных семьях при определен­ных условиях часто считают себя избранны­ми. Их жизненная уста­новка - «Я получу все, что захочу» - в дальнейшем может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспи­тание также приносит печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его до­стижений, он теряет инициативу, желание что-то делать при том, что он имеет определенные достоинства.

Развитие личности не прекращается в течение всей жизни, поэтому и само­оценка развивается на всех этапах развития человека.

Обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами роли оценки и самооценки старших школьников.

В.Сафин отмечал, что дети 15-17 лет становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования они предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств их сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.[2]

Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок.

Были обнаружены и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется психологом тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам.

Учителя оценивали те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.

Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя такие качества, как вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде. То есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных способностей. Это проявляется по-разному: те, кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; ученики, выделяющиеся успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон заметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты».

 По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, считать своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на ребенка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Д.И. Фельдштейн отмечает: на рубеже среднего школьного и старшего возрастов происходит своеобразный кризис самооцен­ки. Характерное для среднего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нару­шается, отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков этот кризис выражен более резко, чем у девочек.[3]

Наряду с изменением аффективного компонента само­оценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной. Для младших и средних школьников таким критерием выступают качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности, а для подростков - нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

Существуют также различия в направленно­сти размышлений о себе у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Если для мальчиков очень важны достижения в видах деятельности, требующих физической силы и мужественности, то для девочек более важны особенности их личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими людьми. В начале старшего школьного возраста эти различия сглаживаются, однако у мальчиков по сравнению с девочка­ми более выражено недовольство собой.

Связанный с переходом от одного возрастного этапа к другому кризис протекает нормально, если сопровожда­ется критическим отношением к себе (недовольство со­бой, переоценка своих достоинств и недостатков) Если же при этом разрушается самоуважение личности, то кризис следует рассматривать как перешедший границы допустимой нормы.

В связи с этим в работе психолога и педа­гога возникает сложная задача по формированию у ре­бенка требовательности к себе, критичности в оценке результатов своей деятельности и своего поведения, стрем­ления преодолевать трудности. При этом нельзя допус­тить, чтобы растущий человек разуверился в своих воз­можностях, постоянно сталкиваясь с неудачами как в учебной деятельности, так и в отношениях с окружающи­ми. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребен­ка сферах жизни приводит к тому, что реальные возмож­ности личности не получают должного развития.

  1. Корягина, О.П. Проблемы саморазвития / О.П.Корягина // Классный руководитель. – 2003. – №6. – С.138-143.
  2. Кротова, Л.М. Опыт изучения учебной самооценки / Л.М.Кротова //Педагогическая мастерская. - 2007. - №1. – С. 17-24.
  3. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И.Липкина. – М.: Психология, 1989. – 451 с.
  4. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия мыслительной деятельности / Ю.Н.Кулюткин. – М.: Педагогика, 1971. – 109 с.
  5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
  6. Олийнык, Л. Как помочь школьнику повысить самооценку / Л.Олийнык // Воспитание школьников. – 2007. - №1. – С.29-30.
  7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. – 514 с.
  8. Сафин, В.Ф. Психологические проблемы юности / В.Ф.Сафин. – М.: Психология, 1961. – 181 с.
  9. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-157.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психология подростка / Д.И.Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1987. – 236 с.
  11. Шустова, И.Д. Развитие навыков анализа у старшеклассников / И.Д.Шустова // Педагогическая мастерская. – 2006. - №2. – С. 32-57.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовой проект Психология
2019 год 60 стр.
Курсовая Гендерные особенности мотивации лидерства
avtorklass
Курсовой проект Психология
2018 год 70 стр.
Курсовая Тревожность у младших школьников
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское