Значение самооценки в жизни человека велико. Она выступает важнейшим фактором мотивации и деятельности.
Для психолога и педагога крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью повышения личностной и учебной самооценки. В связи с этим можно говорить об актуальности нашего исследования.
Цель данной работы – рассмотреть способы и особенности определения самооценки детей старшего школьного возраста.Объект – учебная и личностная самооценка ребенка.Предмет нашей работы – способы определения самооценки детей старшего школьного возраста.
Указанная цель предполагала решение следующих конкретных задач:
- Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
- Обратиться к опыту исследования учебной самооценки детей старшего школьного возраста.
- Провести экспериментальное исследование личностной самооценки детей старшего школьного возраста.
Нами выдвигается следующая гипотеза: детям старшего школьного возраста присуща адекватная самооценка.
Теоретической разработкой проблем определения самооценки детей занимались такие исследователи, как Л.М.Кротова, К.Р.Сидоров, Л.Олийнык, И.Д.Шустова. Их работы, опубликованные в периодических изданиях, явились опорой для решения поставленных нами задач.
В исследовании использовался метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
Решение вышеперечисленных задач определяет логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Структура курсовой работы. В исследовании выделены введение, основная часть (состоящая из двух глав), заключение, список литературы, приложение.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи. Указывается методологическая основа работы.
Первая глава освещает теоретический материал исследований самооценки детей старшего школьного возраста.
Вторая глава заключает экспериментальное исследование.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.
Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте
Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе определяется как одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение учащихся - это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться.
Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Ее значение велико; она важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка - конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.
Самое сильное влияние на самооценку оказывает мнение родителей и близких.[1] Самооценка запечатлевается на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой нерациональных установок. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относятся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки типа «ты у меня самый умный и красивый» формируются намного позже. Сегодня дети в обеспеченных семьях при определенных условиях часто считают себя избранными. Их жизненная установка - «Я получу все, что захочу» - в дальнейшем может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспитание также приносит печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он теряет инициативу, желание что-то делать при том, что он имеет определенные достоинства.
Развитие личности не прекращается в течение всей жизни, поэтому и самооценка развивается на всех этапах развития человека.
Обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами роли оценки и самооценки старших школьников.
В.Сафин отмечал, что дети 15-17 лет становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования они предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств их сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.[2]
Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок.
Были обнаружены и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется психологом тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам.
Учителя оценивали те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.
Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя такие качества, как вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде. То есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных способностей. Это проявляется по-разному: те, кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; ученики, выделяющиеся успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон заметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты».
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, считать своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на ребенка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Д.И. Фельдштейн отмечает: на рубеже среднего школьного и старшего возрастов происходит своеобразный кризис самооценки. Характерное для среднего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нарушается, отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков этот кризис выражен более резко, чем у девочек.[3]
Наряду с изменением аффективного компонента самооценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной. Для младших и средних школьников таким критерием выступают качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности, а для подростков - нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.
Существуют также различия в направленности размышлений о себе у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Если для мальчиков очень важны достижения в видах деятельности, требующих физической силы и мужественности, то для девочек более важны особенности их личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими людьми. В начале старшего школьного возраста эти различия сглаживаются, однако у мальчиков по сравнению с девочками более выражено недовольство собой.
Связанный с переходом от одного возрастного этапа к другому кризис протекает нормально, если сопровождается критическим отношением к себе (недовольство собой, переоценка своих достоинств и недостатков) Если же при этом разрушается самоуважение личности, то кризис следует рассматривать как перешедший границы допустимой нормы.
В связи с этим в работе психолога и педагога возникает сложная задача по формированию у ребенка требовательности к себе, критичности в оценке результатов своей деятельности и своего поведения, стремления преодолевать трудности. При этом нельзя допустить, чтобы растущий человек разуверился в своих возможностях, постоянно сталкиваясь с неудачами как в учебной деятельности, так и в отношениях с окружающими. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребенка сферах жизни приводит к тому, что реальные возможности личности не получают должного развития.