Введение
Глава 1. Характеристика профессии менеджера 21 века
1.1. Особенности профессии менеджера
1.2. Значение карьерного роста в работе менеджера
1.3. Современный менеджер: факторы успеха
Глава 2. Актуальные проблемы карьерного роста и работы менеджера
2.1. Дефицит карьерного роста в работе менеджера
2.2. Пределы карьерного роста в работе менеджера
2.3. Проблемы, возникающие в работе менеджера-профессионала и пути их преодоления
Глава 3. Практический анализ и характеристика работы менеджера
Заключение
Список литературы
Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.
Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды, - об этом нам напоминает немецкий предприниматель. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное - научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
В последние годы приобрело широкое распространение и вошло в повседневный обиход в России иностранное слово «менеджер». В английском языке оно означает: начальник (при сбытовых функциях), главный тренер (в спортивных структурах), руководитель сотрудников (в структурах по работе с персоналом), заведующий секцией или магазином (в торговле), управляющий фирмой или ее функциональным подразделением (в бизнесе). В российской действительности это слово скорее означает руководитель, так как его применяют для обозначения должности лица, наделенного правом принимать решение.
Не секрет, что сегодня профессия менеджера становится все более популярной в отечественном бизнесе, все больше предприятий и организаций хотят управлять своими сотрудниками по-новому, а поэтому переходят от привычных отделов кадров к новым современным службам. Вместе с тем, профессия эта еще очень молодая, пока еще немногие вузы готовят дипломированных специалистов такого профиля. Зачастую менеджером становится человек, переквалифицировавшийся из какой-то другой профессиональной области. Без специальной подготовки новичку придется нелегко, если руководство компании связывает со службой управления реальные надежды по оптимизации рабочего процесса и возлагает на нее выполнение соответствующих функций.
Удивительно, но все ведущие исследователи, похоже, выделяют какие-то отдельные черты этой профессии в ущерб остальным. Наверное, если мы попробуем сложить их все вместе - нам удастся сделать определенный шаг вперед, но нам вряд ли удастся получить представление о профессии менеджера, в целом. Говорят, что менеджеры все время заняты разработкой грандиозных планов и распоряжениями, а всю текущую работу поручают другим - не дело менеджера заниматься мелочами. Если воспользоваться распространенным сравнением, то можно сказать, что хороший менеджер, как и хороший дирижер, все отшлифовывает заранее, а затем сидит и наслаждается результатами своего труда, лишь реагируя на те или иные непредвиденные обстоятельства... Какова же основная задача, стоящая перед менеджером ХХI века, какие особенности есть у данной профессии?
Целью курсовой работы является исследование успеха и карьеры менеджера в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующий круг задач:
- Охарактеризовать профессию менеджера ХХI века.
- Проанализировать актуальные проблемы карьерного роста и работы менеджера.
Теоретическая база работы состоит из учебных пособий, научно-исследовательской литературы, публицистических материалов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Характеристика профессии менеджера ХХI века
1.1. Особенности профессии менеджера
Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.
Английское слово «management», употребляемое в русском языке без перевода происходит от латинского слова «манус» - «рука». Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как[1]:
1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,
2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,
3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.
Итак, менеджмент - это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Ф. Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.[2] Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Каждое структурное подразделение фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).
Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
- Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
- Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
- Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.
- Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).
Среди основных функций менеджера выделяют:
- Планирование - определение целей организации и действий по их достижению.
- Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы.
- Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам.
- Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей.
- Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями.
- Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Итак, менеджеры - это, люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы.
Требования, предъявляемые к руководителю:
- менеджер должен быть твердым, но справедливым;
- должен относиться к своим сотрудникам как к членам семьи.
В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон:
- управляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;
- лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и человеческих качеств;
- дипломат, который в состоянии разрешать не только внутренние, но и внешние разногласия с сотрудниками и контрагентами, при этом не потеряв своего авторитета и не уронив престиж фирмы;
- воспитатель, разбирающийся в людях и способный создать сплоченный коллектив и направить усилия своих работников в нужное русло;
- инноватор, постоянно совершенствующий деятельность на предприятии в соответствии с современными тенденциями;
- просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих.
Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволяет ему влиять на подчиненных. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета, так как властные полномочия не компенсируют недостатков характера.