Введение
- Теоретические основы корпоративных конфликтов
1.1. Конфликт: определение, функции, классификация
1.2. Структура конфликтной ситуации и причины, определяющие возникновение и развитие конфликта
1.3. Технология управления конфликтами
- Анализ корпоративных конфликтов в транспортной компании «-»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Исследование конфликтных ситуаций в организации
2.3. Профилактика и разрешения конфликтных ситуаций в транспортной компании «-»
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение
В настоящее время проблема конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научного знания, закономерно порождаемого ее актуальностью.
Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами – внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми и международными – диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими. Руководителям в своей деятельности приходится часто сталкиваться с конфликтами, что ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на конфликты в организации.
Конфликты в организации имеют свою специфику, которая проявляется в причинах, динамике, видах конфликтов, а также способах их разрешения. Неразрешенные корпоративные конфликты могут серьезно осложнить работу коллектива организации, могут препятствовать достижению целей и задач работы предприятия. Поэтому важно знать, какова специфика конфликтов, относящихся к сфере производства, и каковы пути рационального разрешения конфликтов.
Эффективность урегулирования руководителем возникающего в организации конфликта определяется, прежде всего, выбором способа его разрешения – конкретного пути разрешения или снятия некоего противоречия, лежащего в основе конфликта.
В конфликтологии и психологии накоплен большой объем теоретических и эмпирических данных о поведении в конфликте и способах его разрешения. Многие отечественные и зарубежные исследователи (А.Я.Анцупов, X.С.Гуцериев, В.Зигерт, С.И.Ерина, М.М.Кашапов, А.И.Китов, Л.Ланг, А.В.Липницкий, Б.Ф.Ломов, А.А.Малышев, Т.И.Марголина, В.С.Мерлин, Л.А.Петровская, Ю.П.Платонов, В.П.Сальников, А.Л.Свенцицкий, В.И.Хальзов, Ю.А.Шаранов, А.И.Шипилов, В.Шутс и др.) разрешение конфликтов относят к числу непосредственных управленческих функций либо элементов управления.
В большинстве работ утверждается идея о том, что выбрать верные способы разрешения конфликта – значит, наполовину разрешить его. Следует признать, что в большинстве взглядов на проблему разрешения конфликтов дается лишь ориентация в разнообразии вариантов урегулирования руководителем конфликтов, но не обеспечивается необходимая информация, позволяющая прогнозировать пути снятия существующего противоречия.
Немаловажное значение имеет умение управлять конфликтами в организации. Основную роль в этом играют менеджеры различного уровня и от того на сколько они подготовлены к поведению в конфликтных ситуациях под час зависит успешная работа этой организации.
Таким образом, тема представленного исследования имеет большое практическое значение.
Объект исследования – корпоративные конфликты.
Предмет исследования – управление конфликтами в организации.
Цель исследования – проанализировать факторы, обусловливающие возникновение и развитие конфликтов и на основе анализа разработать меры по профилактике и управлению конфликтами.
Задачи исследования:
- определить сущность понятий «конфликт» и «корпоративный конфликт»,
- раскрыть причины конфликтных ситуаций,
- обозначить основные этапы протекания конфликтов,
- провести диагностику конфликтных ситуаций в транспортной компании «-»,
- разработать меры по профилактике и управлению конфликтамив транспортной компании «-».
Теоретической основой исследования выступили труды по проблеме управления корпоративными конфликтами (А.Я.Анцупов, А.Г. Большаков, В.В. Василькова, А.В. Вишневская, А.А. Деревянченко, А.В. Дмитриев, З.З. Дринка, А.Н. Крестьянинов, В.И. Сперанский, А.К. Зайцев, В.В. Козлов, В.А. Светлов, В.Н. Тренев, Н.И. Чувашова, А.И. Шипилов и другие).
Практическая значимость работы: результаты исследований будут значимы для руководителей, менеджеров по персоналу и психологической службы транспортной компании. На их основе психологическая служба может разработать программы мероприятий бесконфликтного общения для сотрудников и руководителей.
Сруктура работы состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
1. Теоретические основы корпоративных конфликтов
1.1. Конфликт: определение, функции, классификация
В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего - через социальное противоречие.
Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями.
Конфликт (от лат. konfliktus) – это столкновение сторон, мнений, сил. Групповые и межличностные конфликты – это возникновение противоречия, разногласия между людьми или, другими словами, отсутствие согласия между двумя или несколькими сторонами.
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв. В зарубежной и отечественной конфликтологии основной вклад в развитие проблемы конфликта внесли психология, социология и политология. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. большинством авторов выделяются:
- психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм),
- социотропное (У.Мак-Дугалл, С.Сигеле),
- этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген),
- теория групповой динамики (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей),
- фрустрационно-агрессивное (Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер),
- поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс),
- социометрическое (Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич),
- интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).
К.Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт как таковой. Он преодолел оппозицию «внутреннее-внешнее» в интерпретации источников социального поведения: если психоанализ рассматривал интрапсихические (внутренние) факторы как главные в регуляции поведения, а бихевиоризм отдавал приоритет ситуативным (внешним), то Левин объединил их, придав «внешним» факторам «внутренний», субъективный характер. Так, межличностные конфликты интерпретировались как «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т.е. как противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (М.Дойч),
- теория корпоративных систем (Р.Блейк, Дж.Мутон),
- теория и практика переговорного процесса (Д.Прюитт, Д.Рубин).
Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Л.Козера «Функции социального конфликта» заложил основы современной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л.Козер обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Л.Козер считал, что конфликт стимулирует социальные перемены, появление новых общественных порядков, норм и отношений.
В начале 60-х годов американский социолог К.Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – «общую теорию конфликта». В соответствии с ней конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды.
Что касается отечественной психологии, в 1988-92 гг. А.Я.Анцуповым была разработана эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов, ставшая одной из первых отечественных общих теорий конфликта. Существенная работа по развитию прикладных аспектов этой теории проделана А.И.Шипиловым.
Управление конфликтом становится отдельной деятельностью по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. Причем такого развития, чтобы был возможен переход от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной фазы через компромиссную к коммуникативной. При таком понимании конфликт становится естественным условием существования людей.
В зависимости от количества людей, вовлеченных в конфликт, различают четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.Межгрупповые конфликты - взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.
Таким образом, корпоративный конфликт - это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.