Введение
- Теоретические аспекты исследования систем управления предприятием
1.1. Сущность и понятие системы управления
1.2. Виды систем управления
1.3. Особенности исследования систем управления
- Исследование системы управления ООО «-»
2.1. Правовая характеристика деятельности ООО «-»
2.2. Организационная характеристика ООО «-»
2.3. Анализ системы управления ООО «-»
Заключение
Список литературы
Приложения
Разработка и реализация стратегии предприятия по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции:
- направляющую - обоснование целей и выбор главных путей их достижения;
- координирующую - балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса;
- стимулирующую - активизация движущих сил развития.
Опыт показывает, что при сложности выполнения всех стоящих задач, одной из наиболее трудноосуществимых является последняя из названных функций. Она направлена на то, чтобы заинтересовать работника в успехе общего дела и в реализации его способностей и возможностей. Как правило, традиционными методами такую задачу практически решить удается лишь частично. По оценкам специалистов, в народном хозяйстве в настоящее время используется менее половины творческого потенциала занятых в нем работников.
Однако не менее важен и внешний контур - механизм взаимодействия предприятия с различными агентами и контрагентами, партнерами и конкурентами в регионе, стране, ближнем и дальнем зарубежье. По набору условий, выдвигаемых рынком, этот механизм еще более сложен.
Несомненным является возрастание значения фактора управления в современных условиях.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить следующее: современные условия предъявляют более жесткие требования к организации и проектированию системы управления предприятия. Управление должно обеспечивать выживаемость предприятия, перспективное развитие, а также достойную оплату труда и социальные гарантии его работникам. Поэтому возрастает актуальность рассмотрения вопросов связанных с исследования современных систем управления. Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований
Цель данной работы – изучить особенности системы управления реально существующего предприятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Рассмотрение сущности и понятия системы управления предприятием;
- Характеристика существующих систем управления;
- Изучение подходов к исследованию систем управления;
- Организационно-экономическая характеристика предприятия;
- Проведение анализа системы управления предприятия, выбранного в качестве объекта практического исследования.
Объектом практического исследования является Общество с ограниченной ответственностью «-», деятельность которого заключается в оптовой реализации товаров народного потребления.
Предметом исследования – организация системы управления на предприятии.
1. Теоретические аспекты исследования систем управления предприятием
1.1. Сущность и понятие системы управления
Все сферы управления между собой объективно взаимосвязаны, поскольку управление представляет собой системное образование. Поэтому любые изменения в каком-либо элементе или звене управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих. Так, отсутствие необходимых деловых качеств ведет к некачественному выполнению функций, использованию неэффективных методов и несоблюдению рациональных принципов управления. В результате цели в той или иной мере не реализуются. Поэтому, любой элемент системы управления функционирует в рамках общей системы.
Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.
Понятие «система управления» шире, чем понятие «структура управления», отражающее лишь конструкцию субъекта управления, поскольку «система управления» является комплексной категорией теории управления и включает в себя ряд основополагающих категорий. Комплекс основных компонентов понятия «система управления» представлен в Приложении 1.
Структура управления организациями в течение какого-то периода времени остается неизменной (статичной), а процесс управления постоянно изменяется (динамичен), тем не менее, между ними непрерывно существуют организационные связи (кинематические). Без такого промежуточного воздействия, которое материализуется с помощью организационных связей, взаимосвязь структуры и процессов управления может оказаться неорганичной и разорванной.
В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии в целом, это означает, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления формируется людьми – субъектами управления для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах.
Рассмотрим следующий состав системы управления.
С у = Ц у + П у + Ф у + М у + ОС у + П у + Т у + Т*у + И у ,
где: Ц у - цели управления объектом;
П у - принципы управления;
Ф у - функции управления;
М у - методы управления (способ осуществления функций управления);
С у - организационная структура управления;
П у - персонал управления (аппарат управления);
Т у - техника управления;
Т* у - технология управления;
И у - информация, используемая при выполнении управленческих работ.
Система управления обладает рядом характерных особенностей, независимо от их природы и назначения:
- решающую роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;
- системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющим воздействиями. При этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени.
- существует некоторое множество допустимых линий поведения системы (стратегии), из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление практически отсутствует.
- для системы управления характерны определенные структуры (конструкции), отражающие контуры управления;
- системы являются открытыми, т.е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;
- процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, то управление становиться бессмысленным.[1]
Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого (Приложение 2). Будучи подсистемой организации, в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.
Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.
Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.
Под управляемой подсистемой, понимают ту систему, которая их воспринимает и реализует на практике.
В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме.
Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).
В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация.
К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения).
Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.