Введение
- Теоретические основы PR-деятельности современных коммерческих предприятий
1.1. Формирование связей с общественностью и PR-служб в современных коммерческих предприятиях
1.2. Особенности реализации функций PR и деятельности PR-службы коммерческого предприятия
1.3. Оценка эффективности PR-кампании
- Практические основы организации PR-кампании в сети магазинов «-»
2.1. Информация о компании
2.2. Особенности функционирования PR-отдела компании
2.3. Проект PR-кампании для торговой сети "-"
Заключение
Список литературы
Приложение
Одним из главнейших средств, востребованных и задействованных в любом серьезном бизнесе, призванных осуществить вышеуказанные и другие функции, являются связи с общественностью.
Отечественный рынок товаров для дома и интерьера молод, немногие магазины сегодня обладают более чем десятилетней историей. РR-технологии для отечественной торговли - достаточно новый инструмент, но и на российском рынке он способен приносить хорошие результаты. Уже сегодня для многих компаний в сфере ретейла методы и приемы PR являются эффективным инструментами успешной маркетинговой политики. Большинство компаний сегодня действуют в условиях ограниченных бюджетов на коммуникационные нужды, практически недоступны рекламные кампании в СМИ и услуги рекламных агентств, в то время, как PR-деятельность является относительно недорогой.
Приемы и методы паблик рилейшнз в рознице деле так же способствуют реализации следующих важнейших задач:
- поддержание внедрения новых товаров;
- изменение рыночной позиции «старого товара», удержание его на рынке после «омолаживающего лечения», одновременное продвижение «старого» и «нового» товара;
- формирование интереса к той или иной категории товаров и услуг;
- мотивация отдела сбыта и его клиентов;
- снижение затрат на продвижение.
Связи с общественностью – это и есть искусство строить отношения доверия и симпатии между компанией-продавцом и ее окружением (покупателями, поставщиками, теми, кто предоставляет различные услуги, - торговыми посредниками, банками, средствами массовой информации и др.).
Связи с общественностью выполняют объективную и необходимую для общества функцию.
Таким образом, актуальность исследования в рамках данной курсовой работы заключается в том, что PR-технологии играют важнейшую роль в сфере активно развивающегося коммерческого сектора России и имеют свою, присущую специфику, которая требует изучения и систематизации.
Целью данной работы является изучение особенностей PR-деятельности и формирования PR-служб в отечественных коммерческих структурах.
В качестве основных задач работы автором рассматривались следующие:
1) Исследовать степень изученность рассматриваемого вопроса;
2) Изучить специфику организации PR – деятельности и функционирования PR-отделов коммерческих организаций;
3) Изучить особенности организации PR - мероприятий событийного характера для магазина розничной сети;
4) Проанализировать другие различные PR-инструменты, используемые в современных коммерческих предприятиях;
5) рассмотреть существующие подходы к оценке эффективности PR- кампаний.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы являются PR-технологии, а в качестве предмета исследования выступают PR-технологии в сфере розничной торговли.
1. Теоретические основы PR- деятельности современных коммерческих предприятий
1.1. Формирование связей с общественностью и PR-служб в современных коммерческих предприятиях
Необходимость существования PR-службы в том или ином виде сегодня становится все более очевидной для многих российских коммерческих фирм.
В первую очередь это обусловлено пониманием того, что любая компания функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающей среды, в которую могут быть включены рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и определенные целевые аудитории, СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира. Кроме названных внешних субъектов, на деятельность организации большое влияние оказывают и внутренние – а именно, ее сотрудники. Таким образом, для того, чтобы извлекать пользу и минимизировать ущерб от всевозможных связей и зависимостей, в условиях которых существует и функционирует компания, необходимо эффективное управление ими.
Поскольку управление представляет собой сложный комплекс мер, то им должна заниматься команда специалистов, будь то отдельное подразделение компании, внешнее агентство или комбинация этих вариантов. В данной работе будут рассмотрены различные аспекты такой команды: ее функции, положение в компании, структура, особенности работы, достоинства и недостатки разных вариантов организации как с теоретической точки зрения, так и на примере конкретной российской фирмы.
В литературе, посвященной вопросам PR, можно найти перечисление множества различных функций PR-подразделения компании.
К сожалению, многие из тех списков функций, с которыми пришлось столкнуться отличались несистематизированностью и нелогичностью построения. На их основе попытаемся составить примерную классификацию функций, включающую как основные направления деятельности PR-службы, так и подзадачи в их рамках[1].
- Участие (вместе с руководством) в разработке стратегии развития компании, а именно – создание планов по всем направлениям в рамках общей корпоративной концепции развития;
- Формирование, поддержание и изменение имиджа компании, а также ее продукции, брендинг (включая фирменный стиль, символы, сувениры и др.);
- Работа со СМИ:
- Подготовка материалов для публикации (пресс-релизы, ньюслеттеры, факт-файлы, информационные письма, фотографии, видеоролики, интервью, комментарии и др.);
- Взаимодействие с представителями СМИ по поводу публикации информации;
- Обеспечение участия представителей СМИ в специальных мероприятиях;
- Недопущение появления негативной информации в СМИ, размещение опровержений, контр-материалов, при необходимости инициирование судебного разбирательства;
- Осуществление или PR-сопровождение специальных мероприятий (выставки, пресс-конференции, брифинги, семинары, презентации, дни открытых дверей, пресс-туры, приемы и др.):
- Подготовка необходимых материалов (буклеты, листовки, пресс-релизы, сувениры, фото, видео и др.);
- Обеспечение присутствия соответствующих гостей, включая представителей СМИ;
- Предварительное консультирование и подготовка участников (в том числе сотрудников и руководителей компании);
- Непосредственная организация и проведение (в том числе фото- и видеосъемка);
- Работа с участниками и СМИ во время и после мероприятия (в том числе с теми, кто не смог присутствовать): информирование, выявление мнений, обеспечение публикаций о мероприятии;
- Создание и поддержка интернет-сайта компании. Прочее обеспечение присутствия компании в сети Интернет;
- Лоббистская деятельность (установление и использование неформальных связей в органах власти, политических партиях, общественных объединениях, профсоюзах и других структурах);
- Исследование общественного мнения о компании и анализ его результатов с целью корректирования соответствующих планов деятельности;
- Формирование, поддержание, развитие и использование отношений с различными группами (включая их потенциальных членов):
- Клиенты;
- Партнеры;
- Поставщики;
- Инвесторы;
- Конкуренты;
- Спонсорская деятельность;
- Внутрикорпоративный PR:
- Формирование корпоративной культуры;
- Информирование сотрудников, издание внутренних СМИ в той или иной форме;
- PR-сопровождение нововведений в компании;
- Организация внутрикорпоратиных мероприятий (праздников, собраний, семинаров и др.);
- Организация обратной связи с сотрудниками;
- Консультирование и поддержка руководства компании (выступления, взаимодействие со СМИ, участие в мероприятиях и др.);
- Антикризисный PR.
Практически все исследователи сходятся на том, что PR-отдел должен занимать одно из самых значимых мест в структуре современной организации, иначе эффективное выполнение им своих функций станет невозможным.
Имеется в виду, что начальник PR-подразделения должен находиться в непосредственном подчинении у первого лица компании (генерального директора, президента) и наряду с руководителями основных направлений входить в совет при руководстве фирмы, принимающий важнейшие стратегические решения. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, одной из главных функций PR-службы и лично ее начальника является деятельность по разработке стратегии развития организации, ее имиджа и брендов, а это невозможно без постоянного тесного контакта с ключевыми лицами компании в целях координации и согласования усилий. Также в обязанности PR-отдела входит непосредственная работа с руководством – консультирование, формирование имиджа, подготовка речей и многое другое. Еще одной причиной того, что PR-служба должна занимать значимое место в организации, является необходимость постоянного получения информационных, людских, материальных и прочих ресурсов от других подразделений компании (отдел по работе с персоналом, финансовая, юридическая, хозяйственная, технические и прочие службы). Для быстрого и эффективного взаимодействия по такого рода вопросам руководитель PR-подразделения должен иметь большой политический вес в организации и возможность вести переговоры непосредственно с начальниками соответствующих направлений[2]. Более того, близость к руководству позволяет сотрудникам PR-службы иметь больший вес и значимость в глазах всевозможных контрагентов – СМИ, клиентов, партнеров, инвесторов и прочих контактных групп – и, соответственно, делать коммуникации с ними более эффективными.
К сожалению, далеко не во всех организациях сейчас есть понимание того, какое место должно быть отведено PR-подразделению. Часто это связано с тем, что руководство не вполне осознает все задачи PR и ту роль, которую он должен играть в развитии организации. Дополнительным фактором является и то, что сотрудники остальных подразделений, как правило, также не до конца понимают, чем конкретно в их организации занимается PR-отдел, что влечет за собой недоверие и нежелание работать сообща. Как в первом, так во втором случае решением может стать внутренняя разъяснительная работа, проводимая PR-подразделением, то есть «PR PR-ра», продвижение самих себя в рамках организации. Решению второй проблемы также может способствовать изменение отношения руководства к PR-службе и формальное закрепление ее высокого статуса в компании[3].