Введение
Глава 1. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса
1.1. Российская практика оценки стоимости бизнеса
1.2. Преимущества и недостатки методов оценки бизнеса
Глава 2. Определение рыночной стоимости предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Выбор и расчет ценовых мультипликаторов при использовании метода фирмы-аналога и метода сделок
2.3. Определение рыночной стоимости предприятия методом сделок
2.4. Выбор и расчёт мультипликаторов фирм-аналогов
Заключение
Список использованной литературы
В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены - стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена - это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежное выражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Цена продавца и цена покупателя - это денежное выражение стоимости. Она определяется самостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемая рыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен.
Можно, конечно, попытаться предугадать, спрогнозировать данный результат. Но прогнозы такого рода отличаются низким уровнем вероятности, так как невозможно учесть всю совокупность факторов, оказывающих влияние на цену сделки.
Использование же жесткой системы абстракций и ограничений при расчетах настолько отдалит результат от реальности, что вся процедура потеряет смысл.
Другое дело, цена продавца и цена покупателя. Заказчик предоставляет оценщику необходимую информацию об объекте, эксперт учитывает также внешнюю информацию, включая состояние рынка, и рассчитывает величину, выражающую в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие получение этого дохода, и другие факторы. Полученная величина может совпасть с будущей ценой сделки, а может и отличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и продавца, оценщик, скорее всего, получит различные величины - в силу различной информационной базы и ожиданий заказчиков. Однако указанное расхождение не должно получиться существенным. Следовательно, величина, определяемая оценщиком, - это не рыночная цена и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение между ними. Эту величину принято называть рыночной стоимостью, и именно ее чаще всего и пытается определить оценщик.
Субъекты рыночной экономики России в настоящее время вступили в период серьезных преобразований, вызванных изменениями на финансовом рынке кризисными явлениями, свойственными переходной рыночной экономике. Эти и другие процессы увеличивают риски проведения финансовых операций, обостряют проблему увеличения прибыльности и ликвидности. Сегодня практически каждое предприятие в той или иной степени испытывает трудности.
В этих условиях рыночная оценка стоимости предприятий, их активов и пассивов становится действенными инструментами оздоровления. Все это определило актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является раскрытие анализ опыта и практики оценки стоимости бизнеса.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых Бердниковой Т.Б., Валдайцева С.В., Грязновой А.Г., Джухи В.М., Симионовой Н.Е., Синявского Н.Г., Соловьева М.М., Сычевой Г.И., и других.
Глава 1. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса
1.1. Российская практика оценки стоимости бизнеса
В российских компаниях накоплен некоторый положительный опыт в осуществлении рыночной оценки стоимости бизнеса, определении затрат на инвестиции и т.д. Лишь совсем недавно, в начале 90-х годов, в отечественной практике в связи с переходом к рыночным методам ведения хозяйства, необходимостью проведения оценки стоимости приватизируемых объектов государственной собственности, реализации мер по ликвидации убыточных компаний, стали находить применение современные методы оценки стоимости бизнеса для решения указанных задач. Для России актуальность этой темы связана, прежде всего, с тем, что определить стоимость компании, в стране с переходной экономикой, довольно сложно. В первую очередь, это обусловлено необходимостью учета высоких рисков, характерных для формирующихся рынков.
Практика оценки бизнеса в России имеет короткую историю. Поэтому многие профессиональные оценщики (аналитики) опираются на западные методики, стандарты и традиции. Среди основных методов, применяемых специалистами при оценке российского бизнеса, можно выделить метод дисконтирования денежных потоков и метод фирм-аналогов.
Практический аспект применения метода дисконтирования денежных потоков в России состоит в том, что в теории основное преимущество данного метода заключается в оценки обоснованной стоимости (внутренней). Исходя из таких фундаментальных факторов, как генерируемые бизнесом денежные потоки на имеющиеся активы; перспективы роста денежных потоков в будущем; риск, отражающий неопределенность, связанную с будущими денежными потоками. Поэтому даже если в данный момент рынок ошибается в оценке стоимости конкретного предприятия, то со временем (как только учтет все фундаментальные факторы) он скорректирует ее до уровня обоснованной стоимости.
В России основные практические преимущества данного метода связаны с тем, что он требует глубокого изучения лишь оцениваемого предприятия и позволяет учесть планы развития и модернизации, что может иметь решающее значение для выбора метода оценки при наличии соответствующего задания на ее проведение. Кроме того, метод дисконтирования денежных потоков обеспечивает определенную гибкость при построении расчетной финансовой модели. Например, при расчете ставки дисконтирования оценщик может в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств варьировать ее значение, изменяя составляющие компоненты. Обычно в расчете ставки дисконтирования оценщики учитывают помимо прочего премии за риск инвестирования в собственный капитал. При этом при учете премии за страховой риск оценщик может использовать как минимум три различных значения спрэда:
- текущий между российскими и американскими долгосрочными правительственными облигациями;
- средний исторический, соответствующий текущему суверенному рейтингу России и рассчитанный на основе данных по американскому рынку корпоративных облигаций;
- средний исторический, соответствующий текущему суверенному рейтингу России и рассчитанный на основе данных по глобальному рынку правительственных еврооблигаций.
Использование средних исторических спрэдов позволяет нивелировать краткосрочные колебания на фондовом рынке, которые с учетом низкой ликвидности рынка российских еврооблигаций могут существенно искажать обоснованный уровень доходности по правительственным ценным бумагам. Выбор среднего исторического спрэда по американскому рынку корпоративных облигаций дает возможность получить данные с крупнейшего мирового долгового рынка. Однако использование среднего исторического спрэда по глобальному, но менее ликвидному, рынку правительственных еврооблигаций дает прямой доступ к оценке премии за страховой риск. Проведенные исследования показали, что спрэды по американскому рынку корпоративных облигаций, как правило, ниже, чем по рынку правительственных еврооблигаций. Причина этого состоит не только в ликвидности, но и в том, что спрэд по рынку корпоративных облигаций в недостаточной мере отражает страховой риск. Помимо премии за страховой риск, существует возможность варьирования величины премии за риск инвестирования в собственный капитал, рассчитанной либо по формуле среднеарифметического, либо по формуле среднегеометрического.
Основные практические недостатки данного метода заключаются в том, что оценщику требуется значительное число явных (в отличие от метода фирм-аналогов) допущений и существенный объем внутренней информации, что усложняется информационной закрытостью и отсутствием на многих российских предприятиях среднесрочного и долгосрочного планирования как такового. Так, при составлении прогнозной финансовой отчетности необходимы данные об ожидаемой потребности в оборотных средствах, предполагаемое движение внеоборотных активов, прогнозный план производства и реализации товарной продукции, плановых капитальных вложений и развития и т.д. Нестабильность экономического окружения и недостаточная степень развития российского фондового рынка также затрудняют применение данного метода. Кроме того, различия в принципах построения финансовой отчетности и налогообложении в России и в развитых странах вызывают необходимость внесения серьезных корректировок в базовую методику. Например, сложный характер налогообложения процентов по кредитам и займам (часть процентов облагается налогом на прибыль, а часть списывается на себестоимость и льготируется) в России вызывает методическую проблему учета налоговой защиты процентов при расчетах денежных потоков на инвестированный капитал. Согласно базовой методике, при вычислении величины денежного потока на инвестированный капитал чистая прибыль увеличивается на величину процентных выплат, умноженную на разницу между единицей и долгосрочной ставкой налогообложения, что позволяет учесть налоговую защиту процентов, которые не попадают под налогообложение. При этом если на развитых рынках при прочих равных условиях предельная и эффективная налоговые ставки совпадают, то в России они различны. На наш взгляд, решение вопроса о налоговой защите процентов зависит от признания в качестве долгосрочной налоговой ставки предельной или эффективной. Другой вопрос заключается в том, на каком уровне принимать значение долгосрочной ставки налогообложения.
Немало важным, также, является практический аспект применения метода фирм-аналогов в России. Теоретически основное преимущество данного метода заключается в том, что он точнее отражает рыночные настроения. Кроме того, предполагается, что рынок может ошибаться на уровне конкретного предприятия, но верно оценивает на уровне отрасли (или иной совокупности предприятий) в целом.
В России практические преимущества использования данного метода связаны с тем, что по сравнению с методом дисконтирования денежных потоков он не требует такого глубокого изучения оцениваемой компании. Это может быть особенно ценно в ситуации, когда у аналитика нет доступа к внутренней информации и он вынужден полагаться исключительно на открытые источники информации как в случае враждебного поглощения. Следующее практическое преимущество, непосредственно вытекающее из предыдущего, заключается в том, что метод фирм-аналогов позволяет быстро получить грубые оценки стоимости. Данное обстоятельство обусловливает популярность метода фирм-аналогов среди российских специалистов-трейдеров по ценным бумагам, для которых, часто важнее быстро получить грубую оценку стоимости, чем ждать более точной оценки, требующей большего времени. Многие оценщики ошибочно относят к преимуществам метода фирм-аналогов отсутствие потребности (по сравнению с методом дисконтирования) в принятии множества допущений. Однако здесь необходимо уточнение: метод фирм-аналогов не требует явных допущений, что нельзя сказать о неявных допущениях. По крайней мере, сам по себе отбор фирм-аналогов подразумевает допущения о их сопоставимости по ряду ключевых показателей (риск, эффективность деятельности, перспективы роста и т. д.).