ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.1 Существительное как часть речи
1.2 Закономерности развития словаря существительных в онтогенезе
1.3 Специфика развития словаря существительных у детей с нарушениями слуха
1.4 Методические аспекты коррекционной работы по развитию у глухих младших школьников словаря существительных
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария
2.2 Содержание и результаты эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нарушения слуха отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты слуха ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно-агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе дефектологов, логопедов, педагогов и родителей. Несмотря на большой интерес к вопросам развития словаря существительных у младших школьников с нарушением слуха данная проблема недостаточно исследована, что, в свою очередь, сказывается и на отсутствии согласованных методических рекомендаций по развитию словарного запаса у данной категории детей.
Ребенок развивается, в первую очередь, на основе восприятия окружающего мира – зрительного, слухового, тактильного и других. Вопросы восприятия, в целом, и слухового восприятия, в частности, затронуты в работах многих ученых (В. А. Абрамян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие).
В настоящее время общение хорошо изучено психологической наукой. Исследование этой проблемы позволило более глубокого анализировать психологическое поведения человека, формирование его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Для полноценного общения необходим достаточный словарный запас. Человек социален, ему необходимо быть в постоянном общении с другими людьми. У совершенно здоровых людей бывает неудовлетворенность в общении. Дети с нарушениями слуха общаются лишь с небольшим количеством людей. Достаточно удовлетворенными в общении себя чувствуют лишь те дети с нарушениями слуха, кто знает словесную речь.
Одним из приоритетных направлений всестороннего становления личности ребенка с нарушением слуха является обеспечение условий для обогащения и развития его словаря, как средства коммуникации и фундамента дальнейшей социализации.
Словарный запас у младших школьников с нарушенным слухом именно вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Школьники с нарушенным слухом заменяют одни слова другими в пределах определенных смысловых групп. В их словаре обнаруживаются также лексические смешения слов, обусловленные недостаточным их различением на слух, наблюдается неточность и недифференцированность значений слов, обусловливающие неправильное их употребление. Бедность словарного запаса у младших школьников с нарушенным слухом затрудняет процесс познании детьми окружающего мира и способствует затруднениям в социально-коммуникативном взаимодействии. Все это отрицательно сказывается на общем развитии младших школьников. Данные проблемы отмечаются в работах Р. М. Боскис, И. М. Дудковой, О. А. Красильниковой, Е. П. Кузьмичевой, И. Ю. Левченко, С. С. Мурадян, Ф. Ф. Рау и других.
Анализ теоретических источников и практических исследований позволил определить противоречие: между увеличивающимся количеством детей, имеющих нарушения слуха и небольшим количеством методических разработок, направленных на развитие словаря существительных у данной категории младших школьников.
Объект исследования: процесс развития словарного запаса у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития словаря существительных у глухих младших школьников.
Цель исследования: на основе изучения литературы и результатов эмпирического исследования определить методические аспекты коррекционной работы по развитию словаря существительных у глухих младших школьников.
Задачи исследования:
- дать характеристику имени существительного как части речи;
- определить закономерности развития словарного запаса в онтогенезе;
- охарактеризовать развитие словаря существительных у детей с нарушениями слуха;
- выявить методические аспекты коррекционной работы по развитию у глухих младших школьников словаря существительных;
- провести эмпирическое исследование развития словаря существительных у глухих младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение; систематизация.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей с нарушением слуха словаря существительных
1.1 Существительное как часть речи
Обычно лексика определяется как совокупность слов языка, или словарный состав языка. При этом иногда делаются существенные уточнения. Например, Н. И. Жинкин отмечает, что лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов [13]. По мнению А. А. Леонтьева, в разряд лексических единиц включаются не только отдельные слова (цельнооформленные единицы), но и устойчивые словосочетания (аналитические, составные единицы), однако основной лексической единицей является слово [19]. Что касается деления лексики по обозначению, то можно выделить предметную, признаковую, глагольную (лексику действия) и так далее. Предметная лексика – это слова, обозначающие конкретные предметы. К предметной лексике относится имя существительное.
Имя существительное – часть речи, которая объединяет слова с общим значением предмета. Л.В. Морозова отмечает, что под предметом понимаются названия:
- людей (по различным признакам: мать, слесарь, москвич, сирота);
- животных, растений;
- конкретных предметов (книга, стол);
- веществ (масло);
- отвлеченных понятий (качеств, состояний, действий);
- в категориях рода, числа и падежа [21].
Основная синтаксическая функция – быть подлежащим и дополнением. Может выступать и в роли других членов предложения: в функции сказуемого; в функции несогласованного определения; в функции обстоятельства места; нарицательные, собственные, одушевленные, неодушевленные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.
Нарицательные существительные – их большинство – являются обобщенными наименованиями однородных предметов. Собственные существительные представляют собой единичные предметы, которые выделяются из ряда однородных. Нарицательные существительные могут употребляться в формах единственного и множественного числа, обозначая предметы, которые можно считать. Л. В. Морозова пишет о том, что собственные существительные всегда пишутся с прописной (большой) буквы. Если собственное имя используется для обобщенного наименования однородных предметов, оно становится нарицательным. Нарицательными часто становятся имена литературных героев, если они употребляются для обозначения группы лиц, имеющих общую черту. Если нарицательные существительные используются в качестве названия или личного имени, то они становятся собственными [21].
К существительным одушевленным относятся, как правило, наименования живых существ, то есть людей, животных, как единичных особей. Существительные неодушевленные – наименования всех остальных предметов и явлений объективной действительности.
М. М. Алексеева отмечает, что нет полного совпадения живого, органического, как это понимают в естественных науках, и одушевленных существительных, как принято обозначать в языке. Формы одушевленности имеют: названия шахматных фигур; названия кукол; заглавия художественных произведений; название некоторых блюд. Формы неодушевленности имеют: термин «тип, образ, характер»; собирательные существительные; существительные, которые обозначают предметы явления, состоящие из многих живых существ [2].
Собирательные существительные представляют собой слова, обозначающие совокупность однородных единиц как неопределенное количество в виде неделимого целого (обозначают множество предметов как совокупность).