Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Особенности развития словаря существительных у глухих младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 34

Цена: 1 200
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.1 Существительное как часть речи 

1.2 Закономерности развития словаря существительных в онтогенезе 

1.3 Специфика развития словаря существительных у детей с нарушениями слуха 

1.4 Методические аспекты коррекционной работы по развитию у глухих младших школьников словаря существительных 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария 

2.2 Содержание и результаты эмпирического исследования 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

Нарушения слуха отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты слуха ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно-агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе дефектологов, логопедов, педагогов и родителей. Несмотря на большой интерес к вопросам развития словаря существительных у младших школьников с нарушением слуха данная проблема недостаточно исследована, что, в свою очередь, сказывается и на отсутствии согласованных методических рекомендаций по развитию словарного запаса у данной категории детей.

Ребенок развивается, в первую очередь, на основе восприятия окружающего мира – зрительного, слухового, тактильного и других. Вопросы восприятия, в целом, и слухового восприятия, в частности, затронуты в работах многих ученых (В. А. Абрамян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие).

В настоящее время общение хорошо изучено психологической наукой. Исследование этой проблемы позволило более глубокого анализировать психологическое поведения человека, формирование его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Для полноценного общения необходим достаточный словарный запас. Человек социален, ему необходимо быть в постоянном общении с другими людьми. У совершенно здоровых людей бывает неудовлетворенность в общении. Дети с нарушениями слуха общаются лишь с небольшим количеством людей. Достаточно удовлетворенными в общении себя чувствуют лишь те дети с нарушениями слуха, кто знает словесную речь.

Одним из приоритетных направлений всестороннего становления личности ребенка с нарушением слуха является обеспечение условий для обогащения и развития его словаря, как средства коммуникации и фундамента дальнейшей социализации.

Словарный запас у младших школьников с нарушенным слухом именно вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Школьники с нарушенным слухом заменяют одни слова другими в пределах определенных смысловых групп. В их словаре обнаруживаются также лексические смешения слов, обусловленные недостаточным их различением на слух, наблюдается неточность и недифференцированность значений слов, обусловливающие неправильное их употребление. Бедность словарного запаса у младших школьников с нарушенным слухом затрудняет процесс познании детьми окружающего мира и способствует затруднениям в социально-коммуникативном взаимодействии. Все это отрицательно сказывается на общем развитии младших школьников. Данные проблемы отмечаются в работах Р. М. Боскис, И. М. Дудковой, О. А. Красильниковой, Е. П. Кузьмичевой, И. Ю. Левченко, С. С. Мурадян, Ф. Ф. Рау и других.

Анализ теоретических источников и практических исследований позволил определить противоречие: между увеличивающимся количеством детей, имеющих нарушения слуха и небольшим количеством методических разработок, направленных на развитие словаря существительных у данной категории младших школьников.

Объект исследования: процесс развития словарного запаса у младших школьников.

Предмет исследования: особенности развития словаря существительных у глухих младших школьников.

Цель исследования: на основе изучения литературы и результатов эмпирического исследования определить методические аспекты коррекционной работы по развитию словаря существительных у глухих младших школьников.

Задачи исследования:

  • дать характеристику имени существительного как части речи;
  • определить закономерности развития словарного запаса в онтогенезе;
  • охарактеризовать развитие словаря существительных у детей с нарушениями слуха;
  • выявить методические аспекты коррекционной работы по развитию у глухих младших школьников словаря существительных;
  • провести эмпирическое исследование развития словаря существительных у глухих младших школьников.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение; систематизация.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей с нарушением слуха словаря существительных

1.1 Существительное как часть речи

Обычно лексика определяется как совокупность слов языка, или словарный состав языка. При этом иногда делаются существенные уточнения. Например, Н. И. Жинкин отмечает, что лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов [13]. По мнению А. А. Леонтьева, в разряд лексических единиц включаются не только отдельные слова (цельнооформленные единицы), но и устойчивые словосочетания (аналитические, составные единицы), однако основной лексической единицей является слово [19]. Что касается деления лексики по обозначению, то можно выделить предметную, признаковую, глагольную (лексику действия) и так далее. Предметная лексика – это слова, обозначающие конкретные предметы. К предметной лексике относится имя существительное.

Имя существительное – часть речи, которая объединяет слова с общим значением предмета. Л.В. Морозова отмечает, что под предметом понимаются названия:

  • людей (по различным признакам: мать, слесарь, москвич, сирота);
  • животных, растений;
  • конкретных предметов (книга, стол);
  • веществ (масло);
  • отвлеченных понятий (качеств, состояний, действий);
  • в категориях рода, числа и падежа [21].

Основная синтаксическая функция – быть подлежащим и дополнением. Может выступать и в роли других членов предложения: в функции сказуемого; в функции несогласованного определения; в функции обстоятельства места; нарицательные, собственные, одушевленные, неодушевленные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Нарицательные существительные – их большинство – являются обобщенными наименованиями однородных предметов. Собственные существительные представляют собой единичные предметы, которые выделяются из ряда однородных. Нарицательные существительные могут употребляться в формах единственного и множественного числа, обозначая предметы, которые можно считать. Л. В. Морозова пишет о том, что собственные существительные всегда пишутся с прописной (большой) буквы. Если собственное имя используется для обобщенного наименования однородных предметов, оно становится нарицательным. Нарицательными часто становятся имена литературных героев, если они употребляются для обозначения группы лиц, имеющих общую черту. Если нарицательные существительные используются в качестве названия или личного имени, то они становятся собственными [21].

К существительным одушевленным относятся, как правило, наименования живых существ, то есть людей, животных, как единичных особей. Существительные неодушевленные – наименования всех остальных предметов и явлений объективной действительности.

М. М. Алексеева отмечает, что нет полного совпадения живого, органического, как это понимают в естественных науках, и одушевленных существительных, как принято обозначать в языке. Формы одушевленности имеют: названия шахматных фигур; названия кукол; заглавия художественных произведений; название некоторых блюд. Формы неодушевленности имеют: термин «тип, образ, характер»; собирательные существительные; существительные, которые обозначают предметы явления, состоящие из многих живых существ [2].

Собирательные существительные представляют собой слова, обозначающие совокупность однородных единиц как неопределенное количество в виде неделимого целого (обозначают множество предметов как совокупность).

  1. Абрамян, В. А. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира /В.А. Абрамян, И.В. Гусева //Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1. С. 95-96.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москва: Академия, 2000. 207 с.
  3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса /Т.В. Ахунтина. Москва: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.
  4. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Г. Багрова. Москва: Просвещение, 1990. 127 с.
  5. Березкина, А. В. Особенности формирования глагольного словаря у младших школьников с нарушением слуха /А. В. Березкина //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 427-430.
  6. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис. Москва: Советский спорт, 2004. 304 с:
  7. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха /Р.М. Боскис. Москва: Просвещение, 1988. 128 с.
  8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре: пособие /О. А. Бизикова. Москва: Скрипторий, 2008. 136 с.
  9. Выготский, Л.С. Психология /Л. С. Выготский. Москва: ЭКСМО, 2013. 1008 с.
  10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
  11. Дудкова, И. М. Формирование речи у детей с нарушением слуха /И.М. Дудкова //Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 152-155.
  12. Жадан, Л. С. Совершенствование методов преподавания русского языка глухим школьникам с использованием средств русского жестового языка /Л. С. Жадан //Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 48-69.
  13. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык, речь /Н. И. Жинкин [Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/402468/ (дата обращения: 20.04.2022).
  14. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности /И.А. Зимняя. Воронеж: МОДЭК, 2011. 432 с.
  15. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина. Москва: Просвещение, 1995. 160 с.
  16. Красильникова, О. А. Проектная деятельность слабослышащих младших школьников на уроках литературного чтения /О. А. Красильникова //Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2009. С. 94-98.
  17. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся /Е. П. Кузьмичева. Москва: Просвещение, 1991. 160 с.
  18. Кузьмичева, Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников /Е. П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. Москва: НЦ ЭНАС, 2003. 136 с.
  19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев [Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/399461/ (дата обращения: 20.04.2022).
  20. Мжачих, С. А. Обогащение словарного запаса как условие развития устной речи глухих детей /С. А. Мжачих //Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 81-83.
  21. Морозова, Л. В. Современный русский язык: Часть I. Словообразование. Морфология. Орфография. Часть II. Синтаксис. Пунктуация / Л.В. Морозова. Санкт-Петербург: Антология, 2005. 279 с.
  22. Мурадян, С. С. Специальные упражнения для развития словарного запаса у дошкольников с нарушением слуха /С.С. Мурадян. Ереван: Б. и., 2019. 80 с.
  23. Пислица, К. Ю. Выявление уровня сформированности глагольного словаря у обучающихся с нарушением слуха /К. Ю. Пислица, М. В. Садовски //Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием. 2020. С. 229-230.
  24. Пузанов, Б. П. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха / Б.П. Пузанов, Т.Г. Богданова. Москва: Прометей, 2012. 256 с.
  25. Рау, Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей /Ф.Ф. Рау //Дефектология. 1991. № 1. С. 81-88.
  26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.
  27. Самбаева, И. Е. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством моделирования / И. Е. Самбаева, А. С. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 200-203.
  28. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф.А. Сохин [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0265/index.shtml (дата обращения: 20.04.2022).
  29. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Москва: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  30. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи /С. Н. Цейтлин. Москва: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  31. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей /В. И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.В. Ставцева. Москва: Академия, 2007. 192 с.
  32. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д. Б. Эльконин. Москва: Изд-во «Институт практической психологии», 2015. 130 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское