Введение
Глава 1 Современное состояние изучения проблемы формирования природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста
1.1 Формирование природоведческих понятий у младших школьников
1.2 Специфика формирования природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников
Глава 2 Исследование сформированности природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста
2.1 Методика выявления уровня сформированности природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников
2.2 Результаты исследования сформированности природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста
2.3 Система заданий на уроках окружающего мира по формированию природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Понятийный аппарат любой науки отражает ее специфику, логику и основные достижения. Особую роль понятий конкретной научной области играет в формировании содержания соответствующего учебного предмета. Фактически, усвоение обучающимися содержания учебного предмета можно представить как усвоение ими понятийного аппарата. Природоведческие понятия развиваются в особой логической закономерности. К основным природоведческим понятиям в школьном курсе можно отнести морфологические, анатомические, физиологические, экологические систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, и ботанические.
В современных реалиях образовательной действительности все большее внимание уделяется поиску средств обучения, позволяющих добиться от учащихся осознанного усвоения учебного материала и приобретения действенных и прочных знаний. Абстрактный характер многих природоведческих понятий привел к использованию в практике обучения различных способов визуализации учебной информации. Основной подход к созданию и использованию инновационных средств ориентирован на выбор таких форм представления учебной информации, которые бы давали учащимся изучаемые биологические объекты и явления в наиболее выразительной форме. Они должны подчеркивать существенные их стороны, в первую очередь те, которые должны быть восприняты и усвоены. Интеллектуализация становится ключевым словом, применяемым к средствам обучения, обеспечивающим наряду с совершенствованием содержания и методов полноценность образовательного процесса.
Цель работы – определить особенности формирования природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – формирование природоведческих понятий у младших школьников.
Предмет исследования – особенности формирования природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- изучить формирование природоведческих понятий у младших школьников;
- рассмотреть специфику формирования природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников;
- определить уровень сформированности природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников;
- разработать задания для уроков по формированию природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- анализ полученных данных.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемый подбор диагностических заданий для исследования сформированности природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников обогатит педагогическую практику.
Система заданий для уроков по формированию природоведческих понятий у слабослышащих младших школьников может быть использована в наших дальнейших изысканиях.
Глава 1 Современное состояние изучения проблемы формирования природоведческих понятий у слабослышащих детей младшего школьного возраста
1.1 Формирование природоведческих понятий у младших школьников
Исследование проблемы формирования природоведческих понятий было проведено в 50-х годах XX века коллективом ленинградских методистов под руководством Н. М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание «Теории развития природоведческих понятий», которая обосновала научную базу, определяющую отбор учебного материала в школьных курсах биологии и повлияла на пересмотр методов, методических приемов и форм обучения и воспитания учащихся.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, окружающий мир входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» [2]. Общая целевая установка данной предметной области – это формирование целостной научной картины мира. Следовательно, биологические понятия необходимо рассматривать в системе естественнонаучных понятий. В этом смысле биологические понятия можно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов естественнонаучного знания – единиц биологических знаний.
Вопросы методики формирования научных понятий рассматривались в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [23]. Авторы придерживаются такой позиции, согласно которой формирование понятия в рамках учебной дисциплины должно осуществляться в течение короткого срока. Методика формирования понятия предполагает некую этапизированность. На первом этапе осуществляется подведение под понятие посредством рассмотрения и изучения общих и специфических признаков, которые коррелируют с содержанием и объемом понятия. На втором этапе осуществляется конкретизация широкого круга существенных признаков. На третьем этапе необходимо осуществить выделение следствий из понятия. На данном этапе важно применять такие методы, как сравнение, построение иерархий, классификаций. Выполнение данных этапов в течение короткого промежутка времени будет способствовать активному формированию понятийного аппарата школьников [23, с. 34].
В. Д. Шадриков, опираясь на исследование психологических аспектов осуществления человеком интеллектуальных операций, также выделяет ряд этапов в формировании понятий у школьников в ходе овладения ими содержания учебного предмета [25].
Первый этап – организация наблюдения. Ключевая задача данного этапа – создать условия для наблюдения за функционированием того или иного объекта или явления, в результате которого проявятся те или иные качества или свойства, которые выступают значимыми для понимания изучаемого понятия. На данном этапе целесообразно использование средств наглядности, визуализация, раздаточного материала и пр.
Второй этап – этап обобщения результатов наблюдения. В ходе данного этапа необходимо выделить существенные признаки, связи и отношения изучаемых явлений или объектов. Для данного этапа характерны такие интеллектуальные операции, как анализ, сравнение, абстрагирование, синтез и обобщение. В завершении данного этапа у учащихся должно сформироваться четкое представление об общих и существенных признаках изучаемого объекта или явления, которые выступают основой содержания и объема эквивалентного понятия.
Третий этап – этап уточнения существенных признаков, что позволяет дифференцировать их от близких либо похожих.
Четвертый этап – определение понятия. После того, как определение понятия сформулировано, его необходимо зафиксировать в сознании обучающихся. Для этого целесообразно применять различного рода упражнения: создание схемы, опорных знаков, визуализация, применение на практике данного понятия, обсуждение спорных или неясных моментов и т.д.
Пятый этап – расширение смыслового пространства понятия. На данном этапе необходимо установить взаимосвязи данного понятия с другими понятиями в рамках учебного предмета, а также реализовать принцип межпредметных связей для установления взаимосвязей с понятиями из области других наук [25, с. 34-35]