Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения моделирования как средства развития связной речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Связная речь и ее развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
1.3 Моделирование как средство развития речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством моделирования
2.1 Диагностика исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Содержание работы, направленной на развитие связной речи средствами наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования вызвана тем, что на современном этапе происходит значительный рост числа детей, имеющих общее недоразвитие речи. Общее недоразвитое речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к их звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х годах XX в. [16]. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Многие ученые, которые занимались проблемой развития детей с общим недоразвитием речи, говорят о том, что при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда неразвитость связной речи приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Несмотря на то, что имеются исследования, доказывающие эффективность наглядного моделирования в развитии связной речи детей, практически отсутствуют методические разработки, раскрывающие возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитием речи III уровня посредством моделирования.
Анализ психолого-педагогических исследований по теме позволил выделить ряд противоречий:
- между особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и теоретическим обоснованием использования метода наглядного моделирования в речевой деятельности детей;
- между потребностями практики дошкольного образования в выборе эффективных форм и методов развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и отсутствием комплексных педагогических технологий с использованием наглядного моделирования в данном процессе.
Цель работы – развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством моделирования.
Задачи:
- Изучить связную речь и ее развитие в онтогенезе.
- Определить особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
- Охарактеризовать сущность метода моделирования и проанализировать возможности моделирование в развитии связной речи.
- Провести диагностику исходного уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
- Реализовать работу, направленную на развитие связной речи средствами наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
- Проанализировать результаты работы, направленной на развитие связной речи средствами наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: метод моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования выступило предположение, что наглядное моделирование является эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования были подобраны в соответствии с целью и задачами исследования и включали в себя:
- Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирический метод.
- Статистический метод.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы изучения моделирования как средства развития связной речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Связная речь и ее развитие в онтогенезе
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. Сложность вопроса заключается в том, что связная речь – это не только использование правильных слов и грамматики, но и эффективная передача задуманного смысла слушателю или читателю.
Психология изучает, как речь обрабатывается в мозгу и как различные факторы, такие как внимание, память и эмоции, могут влиять на способность произносить и понимать связную речь. Лингвистика исследует структуру языка, включая синтаксис, семантику и прагматику, а также то, как эти элементы способствуют связности речи. Психолингвистика фокусируется на когнитивных процессах, связанных с созданием и пониманием языка, таких как распознавание слов, разбор предложений и понимание дискурса. Социальная психология исследует, как социальные факторы, такие как социальные нормы, влияют на то, как мы общаемся с другими людьми и как мы воспринимаем их сообщения. Общие и специальные методы обучения касаются того, как эффективно обучать языковым навыкам, например, как развивать навыки чтения и письма и как обучать эффективным навыкам общения в различных контекстах.
Следовательно, связная речь представляет собой сложное явление, которое требует интеграции знаний из различных научных дисциплин для полного понимания и эффективного решения. Объединив идеи психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии и образования, можно улучшить способность связно общаться и лучше понимать общение других.
В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» подпадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
Все последующие исследователи связной речи, обращаясь к выделенным Л.П. Якубинским признакам, акцентируют внимание или на лингвистических, или на психологических характеристиках. Л. С. Выготский [6] характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог.
Идеи Н. И. Жинкина [11] о внутренней структуре и организации текста были новаторскими в области языкознания. Его теория предполагала, что мыслительный процесс и идеи говорящего отражаются в организации и структуре создаваемого им текста. Н. И. Жинкин утверждал, что связная речь должна иметь четкую и хорошо структурированную последовательность мыслей, логически связанных друг с другом. Он подчеркивал, что связность текста зависит от отношений между отдельными предложениями и абзацами, которые должны основываться на логической последовательности идей [11]. Кроме того, Н. И. Жинкин отметил, что связный текст должен иметь четкую и непротиворечивую тему или тему, которая выдерживается на протяжении всего текста. Он также подчеркнул важность использования соответствующих лингвистических средств, таких как местоимения, союзы и переходные фразы, для соединения различных частей текста.
Идеи Н. И. Жинкина оказали значительное влияние на развитие современных лингвистических теорий когерентности и анализа дискурса. Его понимание внутренней структуры и организации текста помогло лингвистам лучше понять, как говорящие строят и передают смысл посредством речи [11].
М. М. Алексеева [1] и О. С. Ушакова [28] отмечают, что основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В диалоге связная речь характеризуется чередованием и обменом идеями между двумя или более говорящими. Выступающие должны не только эффективно передавать свое собственное сообщение, но также должны быть в состоянии интерпретировать и реагировать на сообщения других спикеров таким образом, чтобы способствовать беседе. Это требует умения активно слушать и понимать нюансы разговорной речи.
С другой стороны, монолог – это форма связной речи, в которой говорящий является единственным участником. Говорящий должен сохранять связность собственных мыслей и эффективно доносить их до слушателя. Монологи могут быть подготовленными речами, например, произносимыми при публичных выступлениях, или они могут быть спонтанными, например, в повседневном разговоре.