Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование этнокультурной идентичности детей младшего возраста средствами русского народного танца

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 35

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте

1.1 Сущность и возникновение этнокультурной идентичности

1.2 Этнокультурная идентичность в младшем школьном возрасте

1.3 Русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности младших школьников

Глава 2 Разработка программы внеурочной деятельности «формирование этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста средствами русского народного танца»  

2.1 Пояснительная записка

2.2 Содержание программы внеурочной деятельности

Заключение

Библиографический список

Исторически Российская Федерация представляет собой полиэтничное государство, на территории которого проживают представители более чем 190 этносов. В связи с этим перед институтами образования ставится задача формирования этнокультурной идентичности личности подрастающего поколения, подготовки молодёжи к жизни и труду в поликультурной среде. В условиях поликультурного Русского мира этнокультурная идентичность (или этнокультурная компетенция) рассматривается в качестве одного из важных результатов современного образования, включая в этнокультурную компетенцию такие знания, навыки и умения, как постоянное саморазвитие и самообразование, рефлексивная деятельность, умение нестандартно мыслить, креативность мышления и, в целом, умение жить в эпоху перемен в нестабильном мире. В условиях современной системы российского образования всё более актуальным оказывается вопрос о формировании этнокультурной идентичности школьников.

В последние годы стало приоритетным обращение к народной педагогической культуре с ее истоками и традициями. Возрождение исторической памяти народа, возросший интерес к своему духовному наследию, – все это поставило перед школой задачу формирования нравственно развитой, жизнестойкой, национально сознающей себя личности.

Актуальность проблемы формирования этнокультурной идентичности в школе объясняется решением таких вопросов, как разработка и внедрение в практику компетентностного, культуроведческого, личностно-ориентированного подходов к реализации содержания образования, а также организации внеурочной деятельности. Особую актуальность эта педагогическая проблема получила еще и вследствие того, что именно в настоящее время становится очевидным нарастание тревожной ситуации осложнения национально-культурной самоидентификации личности, находящейся в поликультурном и социальном, и образовательном пространстве. Несмотря на то, что перед педагогами начальных классов стоит задача формирования этнокультурной идентичности у младших школьников, не разработано методических рекомендаций и недостаточно исследований, раскрывающих возможности русского народного танца в данной процессе.

Цель работы – на основе анализа теоретических источников выявить возможности формирования этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста средствами русского народного танца.

Объект исследования: этнокультурная идентичность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать сущность и возникновение этнокультурной идентичности.
  2. Охарактеризовать этнокультурную идентичность в младшем школьном возрасте.
  3. Рассмотреть русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности младших школьников.
  4. Разработать программу формирования этнокультурной идентичности посредством русского народного танца.

Гипотезой исследования выступило предположение, что русский народный танец является эффективным средством формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Теоретической основой исследования явились:

работы, посвященные этнокультурной идентичности (Э.Г. Александренков, В.Ю. Арестова, О.В. Долженкова, А.А. Стенищева, Э. Эриксон и др);

исследования в сфере формирования этнокультурной идентичности (Р.С. Гайсина, Г.И. Гирвиц, Н.В. Грищенко, М.П. Камаева, Н.А. Каратаева, А.В. Репринцев, П. Ю. Соколова, Т.Н. Трунцева и др.);

исследования, посвященные применению народных традиций и русского народного танца в формировании идентичности (О. П. Бабошина, И.П. Ильинская, А.С. Колесникова, И.Е. Кузьмина, Е.А. Миносьян, И.В. Москвина, А.В. Палилей, И.С. Сухоруков, М.А. Шереметьева и др.).

Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте

1.1 Сущность и возникновение этнокультурной идентичности

Прежде чем перейти к понятию этнокультурная идентичность, было бы целесообразным более подробно остановиться на формулировке идентичность, которое является его основой. Это связано с тем, что трудно правильно понять этнокультурную идентичность без понимания самой сущности идентичности. Широкое употребление термина идентичность в различных науках привело к возникновению множества интерпретаций, но, иногда, их смыслы бывают достаточно противоречивы. Подобная ситуация достаточно распространена не только среди западных ученых, но и среди российских специалистов. Впервые введение данного понятия в научную сферу связано с именем американского психоаналитика Э. Эриксона в 40- 50-х годах ХХ века. В процессе осмысления идентичности как специфического социокультурного феномена он, прежде всего, рассматривает индивидуальную идентичность в самой базовой ступени в пирамиде идентичности. Э. Эриксон называет ее структуру «эго-идентичностью», которая основана на взаимодополняющих и взаимодействующих правилах, которая сохраняет свою идентичность, несмотря на внешние изменения [26].

Изучение идентичности в контексте социологии и педагогики изменило объект изучения с индивидуума на общество. По мнению социологов, идентичность – это артефакт, формирующийся через социальные отношения. То есть, идентичность человека формируется через его взаимодействие с обществом и вербальную или невербальную коммуникацию [3]. Теоретики пытались интерпретировать культурно-историческую философскую природу идентичности в контексте науки социальной антропологии. Это позволило рассматривать идентичность на пересечении как психолого-педагогической, так и социальной точек зрения. Согласно культурно-философскому взгляду, внутреннее и внешнее измерения идентичности находятся под постоянным влиянием и имеют свойство определять друг друга [9; 18].

Ведь в процессе рождения и роста человека в нем развивается социальное, религиозное, национальное мировоззрение и таким образом формируется его культурная идентичность. Какую именно культурную идентичность принимает человек, зависит от индивидуального выбора, проявление его потенциала реализуется на уровне конкретного общества или нации. Соответственно, этнокультурная идентичность отражает как личную, так и коллективную. Этнокультурная идентичность является отражением единства общества, сохранения его целостности и своей уникальности по сравнению с другими обществами.

Э.Г. Александренков отмечает, что «правильное и своевременное формирование этнокультурной идентичности в процессе глобализации и обогащение ее содержания различными социальными, национальными и религиозными ценностями снизит риск исчезновения малых этносов в будущем» [1, с. 14]. Поэтому углубленное изучение этнокультурной идентичности, ее функций, компонентов, правильное определение рабочих процессов, обеспечение ее преемственности – это основа сохранения данного явления в ближайшем будущем. Поэтому на сегодняшний день важно понять саму личность и изучить все процессы, с ней связанные.

Этнокультурная идентичность – это «сложный социально-психологический феномен, такой как осознание человеком общности той или иной этносоциальной структуры по культурным признакам, а также проявление данной культурной общности посредством духовных переживаний как индивидуально, так и коллективно» [20, с. 897]. Следует отметить, что этнокультурная идентичность прежде всего связана с человеческой психологией, а также педагогикой. Ее внешнее проявление просматривается через этноним. В связи с этим данная проблема изучается среди таких дисциплин, как психология, педагогика, социология, этнология. Однако в концепции этнокультурной идентичности пересекаются понятия этнической и культурной идентичности. Это означает, с одной стороны, что любая культура существует в определенной этнической форме, и зачастую культурные и этнические понятия рассматриваются как взаимосвязанные. Можно предположить, что этнические и культурные понятия неразделимы, а скорее дополняют друг друга. Признаки этнической принадлежности отражаются в культуре конкретного человека.

По мнению М.П. Камаевой, «разработка методов сохранения этнокультурной идентичности – непростая задача. Потому что в результате процесса глобализации и социальных сетей, и других средств коммуникации с широкими возможностями одновременно становится все больше и больше идентичностей у одной и той же личности. Современные медиа становятся также удобной площадкой для формирования новых идентичностей» [11, с. 62]. В подобных условиях способность сохранять свою идентичность становится своеобразным испытанием. В такой ситуации человек, чье персональное «я», его собственная принадлежность плохо или недостаточно сформированы, с большей вероятностью будет подвержен влиянию других чуждых групп и этносов. Когда человек теряет свое личное «я», он не может понять своего места в семье, в обществе, в государстве и в этом мире.

  1. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С. 13-22.
  2. Алсалиби Р.М. Коммуникация в петербургских социальных сетях как средство адаптации этнокультурных сообществ // Litera. 2021. № 1. С. 38-55.
  3. Арестова В.Ю. Современное состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике // Этническая культура в современном мире: материалы IV всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Чебоксары: Плакат, 2017. С. 41-46.
  4. Бабошина О. П. Русский народный танец как средство формирования национальной идентичности личности детей, обучающихся хореографии // Экономика и социум. 2021. № 6-1(85). С. 447-450.
  5. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. Этнокультурное образование младших школьников // Фундаментальные исследования. 2015. №2-22. С. 4987-4991
  6. Гирвиц Г.И. Этнокультурное образование младших школьников на уроках технологии // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов II научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2021. С. 217-222.
  7. Грищенко Н.В. Формирование этнокультурной идентичности подростков в поликультурной образовательной среде: миссия школьного психолога // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2022. № 2-3 (53-54). С. 130-139.
  8. Гуркина К. Н. Русские и немецкие народные танцы как средство этнокультурного образования и воспитания // Студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК : Материалы XIX научно-практической конференции обучающихся, Омск, 29–30 апреля 2020 года. Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2020. С. 99-102
  9. Долженкова О.В. Соотношение и преемственность понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность» в работах отечественных исследователей // Сибирский философский журнал, 2016. Т. 14, № 1. С. 172-184.
  10. Ильинская И.П., Толстенко В.С. Формирование эстетических ценностных ориентаций школьников через изучение культурных ценностей своего народа // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. сборник научно-методических статей по итогам Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика РАО Г. Н. Волкова. Чебоксары, 2022. С. 144-151.
  11. Камаева М.П. Этническое самосознание студентов и его развитие в процессе изучения дисциплины «Теория и методика этнокультурного образования» // Этническая культура. 2021. Т. 3. № 1. С. 62-66.
  12. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Этнопедагогизация программы воспитания детей младшего школьного возраста // Этнопедагогика в контексте современной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Н.А. Каратаева. Шадринск, 2021. С. 154-164.
  13. Колесникова А.С. Использование фольклора в процессе формирования этнокультурной идентичности младших школьников на уроках русского языка // В сборнике: Современные проблемы и технологии инновационного развития образования. Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции. Тула, 2022. С. 39-44.
  14. Кузьмина И.Е. Фольклор как основа формирования этнокультурной идентичности и социального партнерского взаимодействия в современной школе // Психология. Педагогика. Лингво-культурологические взгляды. Материалы X всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 76-83.
  15. Миносьян Е. А., Амелина М. Н. Возникновение русского народного танца. Формы русского народного танца // Гуманитарный трактат. 2022. № 126. С. 8-10.
  16. Москвина И.В., Каратаева Н.А. Педагогический потенциал русских народных игр и хороводов в развитии культурной идентичности у детей дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 26.
  17. Палилей А. В. Танец и методика его преподавания: русский народный танец. М.: Издательство Юрайт, 2020. 110 с.
  18. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2017. №7 (256). С. 141-149.
  19. Соколова П. Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2014. 247 с.
  20. Стенищева А.А. Этнокультурная идентичность: возникновение и становление // Шамовские педагогические чтения. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Москва, 2022. С. 896-900.
  21. Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
  22. Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). С. 273-289.
  23. Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодёжи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс. Ярославль: ЯГПУ, 2021. С. 247-252.
  24. Трунцева Т.Н. Формирование этнокультурной идентичности школьника: от понимания термина к организации учебно-познавательной деятельности // Шамовские педагогические чтения. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Москва, 2022. С. 412-418.
  25. Шереметьева М.А. Традиционная детская игра как ресурс сохранения национальной идентичности // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 336-340.
  26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. 352 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское