Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте
1.1 Сущность и возникновение этнокультурной идентичности
1.2 Этнокультурная идентичность в младшем школьном возрасте
1.3 Русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности младших школьников
Глава 2 Разработка программы внеурочной деятельности «формирование этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста средствами русского народного танца»
2.1 Пояснительная записка
2.2 Содержание программы внеурочной деятельности
Заключение
Библиографический список
Исторически Российская Федерация представляет собой полиэтничное государство, на территории которого проживают представители более чем 190 этносов. В связи с этим перед институтами образования ставится задача формирования этнокультурной идентичности личности подрастающего поколения, подготовки молодёжи к жизни и труду в поликультурной среде. В условиях поликультурного Русского мира этнокультурная идентичность (или этнокультурная компетенция) рассматривается в качестве одного из важных результатов современного образования, включая в этнокультурную компетенцию такие знания, навыки и умения, как постоянное саморазвитие и самообразование, рефлексивная деятельность, умение нестандартно мыслить, креативность мышления и, в целом, умение жить в эпоху перемен в нестабильном мире. В условиях современной системы российского образования всё более актуальным оказывается вопрос о формировании этнокультурной идентичности школьников.
В последние годы стало приоритетным обращение к народной педагогической культуре с ее истоками и традициями. Возрождение исторической памяти народа, возросший интерес к своему духовному наследию, – все это поставило перед школой задачу формирования нравственно развитой, жизнестойкой, национально сознающей себя личности.
Актуальность проблемы формирования этнокультурной идентичности в школе объясняется решением таких вопросов, как разработка и внедрение в практику компетентностного, культуроведческого, личностно-ориентированного подходов к реализации содержания образования, а также организации внеурочной деятельности. Особую актуальность эта педагогическая проблема получила еще и вследствие того, что именно в настоящее время становится очевидным нарастание тревожной ситуации осложнения национально-культурной самоидентификации личности, находящейся в поликультурном и социальном, и образовательном пространстве. Несмотря на то, что перед педагогами начальных классов стоит задача формирования этнокультурной идентичности у младших школьников, не разработано методических рекомендаций и недостаточно исследований, раскрывающих возможности русского народного танца в данной процессе.
Цель работы – на основе анализа теоретических источников выявить возможности формирования этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста средствами русского народного танца.
Объект исследования: этнокультурная идентичность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Проанализировать сущность и возникновение этнокультурной идентичности.
- Охарактеризовать этнокультурную идентичность в младшем школьном возрасте.
- Рассмотреть русский народный танец как средство формирования этнокультурной идентичности младших школьников.
- Разработать программу формирования этнокультурной идентичности посредством русского народного танца.
Гипотезой исследования выступило предположение, что русский народный танец является эффективным средством формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Теоретической основой исследования явились:
работы, посвященные этнокультурной идентичности (Э.Г. Александренков, В.Ю. Арестова, О.В. Долженкова, А.А. Стенищева, Э. Эриксон и др);
исследования в сфере формирования этнокультурной идентичности (Р.С. Гайсина, Г.И. Гирвиц, Н.В. Грищенко, М.П. Камаева, Н.А. Каратаева, А.В. Репринцев, П. Ю. Соколова, Т.Н. Трунцева и др.);
исследования, посвященные применению народных традиций и русского народного танца в формировании идентичности (О. П. Бабошина, И.П. Ильинская, А.С. Колесникова, И.Е. Кузьмина, Е.А. Миносьян, И.В. Москвина, А.В. Палилей, И.С. Сухоруков, М.А. Шереметьева и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной идентичности в младшем школьном возрасте
1.1 Сущность и возникновение этнокультурной идентичности
Прежде чем перейти к понятию этнокультурная идентичность, было бы целесообразным более подробно остановиться на формулировке идентичность, которое является его основой. Это связано с тем, что трудно правильно понять этнокультурную идентичность без понимания самой сущности идентичности. Широкое употребление термина идентичность в различных науках привело к возникновению множества интерпретаций, но, иногда, их смыслы бывают достаточно противоречивы. Подобная ситуация достаточно распространена не только среди западных ученых, но и среди российских специалистов. Впервые введение данного понятия в научную сферу связано с именем американского психоаналитика Э. Эриксона в 40- 50-х годах ХХ века. В процессе осмысления идентичности как специфического социокультурного феномена он, прежде всего, рассматривает индивидуальную идентичность в самой базовой ступени в пирамиде идентичности. Э. Эриксон называет ее структуру «эго-идентичностью», которая основана на взаимодополняющих и взаимодействующих правилах, которая сохраняет свою идентичность, несмотря на внешние изменения [26].
Изучение идентичности в контексте социологии и педагогики изменило объект изучения с индивидуума на общество. По мнению социологов, идентичность – это артефакт, формирующийся через социальные отношения. То есть, идентичность человека формируется через его взаимодействие с обществом и вербальную или невербальную коммуникацию [3]. Теоретики пытались интерпретировать культурно-историческую философскую природу идентичности в контексте науки социальной антропологии. Это позволило рассматривать идентичность на пересечении как психолого-педагогической, так и социальной точек зрения. Согласно культурно-философскому взгляду, внутреннее и внешнее измерения идентичности находятся под постоянным влиянием и имеют свойство определять друг друга [9; 18].
Ведь в процессе рождения и роста человека в нем развивается социальное, религиозное, национальное мировоззрение и таким образом формируется его культурная идентичность. Какую именно культурную идентичность принимает человек, зависит от индивидуального выбора, проявление его потенциала реализуется на уровне конкретного общества или нации. Соответственно, этнокультурная идентичность отражает как личную, так и коллективную. Этнокультурная идентичность является отражением единства общества, сохранения его целостности и своей уникальности по сравнению с другими обществами.
Э.Г. Александренков отмечает, что «правильное и своевременное формирование этнокультурной идентичности в процессе глобализации и обогащение ее содержания различными социальными, национальными и религиозными ценностями снизит риск исчезновения малых этносов в будущем» [1, с. 14]. Поэтому углубленное изучение этнокультурной идентичности, ее функций, компонентов, правильное определение рабочих процессов, обеспечение ее преемственности – это основа сохранения данного явления в ближайшем будущем. Поэтому на сегодняшний день важно понять саму личность и изучить все процессы, с ней связанные.
Этнокультурная идентичность – это «сложный социально-психологический феномен, такой как осознание человеком общности той или иной этносоциальной структуры по культурным признакам, а также проявление данной культурной общности посредством духовных переживаний как индивидуально, так и коллективно» [20, с. 897]. Следует отметить, что этнокультурная идентичность прежде всего связана с человеческой психологией, а также педагогикой. Ее внешнее проявление просматривается через этноним. В связи с этим данная проблема изучается среди таких дисциплин, как психология, педагогика, социология, этнология. Однако в концепции этнокультурной идентичности пересекаются понятия этнической и культурной идентичности. Это означает, с одной стороны, что любая культура существует в определенной этнической форме, и зачастую культурные и этнические понятия рассматриваются как взаимосвязанные. Можно предположить, что этнические и культурные понятия неразделимы, а скорее дополняют друг друга. Признаки этнической принадлежности отражаются в культуре конкретного человека.
По мнению М.П. Камаевой, «разработка методов сохранения этнокультурной идентичности – непростая задача. Потому что в результате процесса глобализации и социальных сетей, и других средств коммуникации с широкими возможностями одновременно становится все больше и больше идентичностей у одной и той же личности. Современные медиа становятся также удобной площадкой для формирования новых идентичностей» [11, с. 62]. В подобных условиях способность сохранять свою идентичность становится своеобразным испытанием. В такой ситуации человек, чье персональное «я», его собственная принадлежность плохо или недостаточно сформированы, с большей вероятностью будет подвержен влиянию других чуждых групп и этносов. Когда человек теряет свое личное «я», он не может понять своего места в семье, в обществе, в государстве и в этом мире.