Вопрос развития речи у детей занимает важное место. Нельзя игнорировать тот факт, что развитие речи является основой дальнейшего развития ребенка, так как именно сформированная и правильная речь способствует полноценному психическому развитию. В исследованиях, в частности, в работах А. В. Водзинской [6], Г. Н. Меженцевой [26], С. А. Овсянниковой [28], А. С. Яровой [43] отмечено, что у значительной части детей наблюдаются различные нарушения речи, которые выражаются в нарушениях звукопроизношения, лексической, грамматической, просодической и синтаксической стороны речи. Проблема изучения особенностей лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной, так как развитие словаря детей сказывается на дальнейшем речевом и познавательном развитии. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Наличие недостатков формирования лексической стороны речи обусловливает возникновение проблем в дальнейшем освоении школьной программы. Имеющиеся методические рекомендации по формированию лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи III уровня свидетельствуют о необходимости проведения с данными детьми специальной работы по накоплению словаря, уточнению смысла слов, упорядочиванию лексических единиц в структуре индивидуального лексикона, развитию вербальных (доступных пониманию детей) и невербальных средств общения параллельно с развитием познавательной сферы. Однако, выявлена недостаточная изученность особенностей лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Требуют уточнения и дополнения ряд вопросов, касающихся диагностических показателей неполноценности лексической стороны речи данных детей и условий ее формирования.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому применение дидактической игры в процессе педагогической работы является наиболее эффективным.
Цель исследования: изучение эффективности дидактической игры как средства развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Объект исследования: лексическая сторона речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования выступило предположение, что развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если в коррекционной работы применять дидактические игры, направленные 1) на расширение объема пассивного и активного словаря имен существительных имен прилагательных, глаголов, 2) на точность понимания и употребления обобщающих слов.
Задачи исследования:
- Провести анализ понятия речи и ее лексической стороны в психолого-педагогических исследованиях.
- Выявить специфические особенности лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
- Разработать и апробировать систему дидактических игр по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
- Провести количественный и качественный анализ результатов практической работы по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Методы исследования: анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация; тестирование; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (В. К. Воробьева, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Н. Ю. Жилина, Н.В. Лавренюк, Р. И. Лалаева, С. В. Плотникова, Т. Б. Филичева и другие).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система дидактических игры может применяться в работе по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
База исследования: Исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 42». В исследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Публикации по теме исследования?
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Анализ понятия речи и ее лексической стороны в психолого-педагогических исследованиях
Речь – один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Речь – это необходимое условие социальной активности каждого члена общества, средство для развития интеллекта. Речь является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развитие личности происходит в деятельности. Любой вид деятельности сопровождается общением. Оно выступает как показатель культуры личности.
С. Л. Рубинштейн определял речь следующим образом: «это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие» [31]. То есть, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
А. А. Леонтьевым была определена психологическая природа речи. Он считал, что речь занимает особое место в процессе психического развития и что его развитие связано как с развитием мышления, так и с развитием сознания в целом [23]. Она перестраивает все психические процессы, такие как: восприятие, воображение, память, чувства, мышление и так далее.
Лексика (от греч. «lexis» – «слово, выражение») определяется как совокупность слов языка, или словарный состав языка [19]. При этом иногда делаются существенные уточнения. Например, В. И. Яшина и М. В. Максимова отмечают, что «лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов» [31], а А. А. Леонтьев пишет о том, что «в разряд лексических единиц включаются не только отдельные слова (цельнооформленные единицы), но и устойчивые словосочетания (аналитические, составные единицы), однако основной лексической единицей является слово» [19].
Слово является важнейшей лексической единицей, обладающей рядом признаков: имеет грамматическую и графическую оформленность; имеет лексическое значение; является непроницаемой единицей; относится к какой-либо части речи; воспроизводится в речи; способно называть предметы и др. Слово имеет лексическое и грамматическое значения, которые в языке в целом могут отличаться.
Лексические значения могут быть прямые (непосредственно соотносятся с явлением действительности) и переносные (возникают в результате переноса названия с одного предмета на другой на основании сходства, общности признаков). Слово может иметь как одно лексическое значение (однозначные слова), так и несколько (многозначные слова). В русском языке большинство слов многозначные, причем имеют не 2-3, а более десятка значений.
В русском языке лексика может рассматриваться с точки зрения происхождения: исконно русская и заимствованная. Также лексика может рассматриваться точки зрения активного и пассивного запаса. А.А. Леонтьев отмечает, что в зависимости от уровня языкового развития говорящих их активный словарь в среднем составляет от 300-400 слов до 1500-2000 слов [19]. С точки зрения употребления лексика может быть общеупотребительная (употребляется всеми носителями языка, является основой словарного запаса) и ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).
С.Н. Цейтлин указывает, что наряду с «настоящими» словами есть и такие, которые представляют собой как бы «переходные случаи от слова к не-слову». Поэтому найти единый критерий для определения всех слов сразу не удается: признаки, по которым выделяется основная масса слов, не в одинаковой степени характерны для всех языковых единиц, которые мы привыкли считать словами [30].
Толковые словари русского языка наиболее емко отражают системные связи слов. Они представляют собой разной степени полноты и точности перечни слов, из которых состоит лексическая система во всем многообразии и сложности ее функционирования в языке. Таким образом, в словах закрепляются те существенные особенности и свойства предметов, которые позволяют отличать целый класс предметов от других классов.
Все многообразие лексики можно разделить на несколько групп.
Первая лексическая группа составляет собственно стилевой центр речи, является разновидностью литературного языка, имеет свои, функционально обусловленные нормы.
Вторая группа находится как бы на периферии литературного употребления, хотя в целом не выходит за его пределы.
Третья группа образует уже так называемую внелитературную разговорную лексику, хотя, поскольку подобные лексические средства используются в устной форме общения, постольку и они могут быть рассмотрены при характеристике общей лексической системы разговорных стилей речи.
Что касается деления лексики по обозначению, то можно выделить предметную, признаковую, глагольную (лексику действия) и т.д.
Предметная лексика – это слова, обозначающие конкретные предметы [30]. Предметная лексика, в частности слова, называющие различные созданные человеком материальные элементы быта, составляет большую часть нашего активного словаря. Однако современная теоретическая семантика и лексикография обычно уделяют такой лексике меньше внимания, чаще сосредоточиваясь на предикатной лексике, словах, описывающих внутренний мир человека, лексемах с нетривиальной сферой действия и другом материале, обладающем лингвистически интересными особенностями. Например, в Новом объяснительном словаре синонимов русского языка (НОСС) из 354 статей лишь несколько посвящены предметной лексике (дом, забор, колокольчик, памятник и отчасти некоторые другие).
Формирование и развитие речи на начальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развитием ребенка. Л.С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи [7].
Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас – все слова, значение которых ребенок понимает или которые употребляет. В свою очередь словарный запас делится на пассивный словарь и активный словарь. К пассивному словарю относятся те слова, которые ребенок понимает, но не употребляет, а в активный словарь входят те слова, которые ребенок употребляет в повседневной речи. При этом в структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари.
Вопросам развития лексической стороны речи в онтогенезе посвящены работы, как лингвистов, так и психологов, и педагогов. Среди основных работ можно назвать исследования Л. Н. Арефьевой [2], Л. И. Беляковой [3], Л. С. Выготского [7; 8; 9], А. Н. Гвоздева [10], А. А. Леонтьева [19], А. Р. Лурии [21], С. В. Плотниковой [23], С. Л. Рубинштейна [24], Ф. А. Сохина [25], Т. Н. Ушаковой [26], С. Н. Цейтлин [29; 30], В. И. Яшиной [31] и других.