Введение
1. Теоретические аспекты развития воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема
1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь
1.2. Виды воображения
1.3. Воображение и эмоции
1.4. Воображение и интересы
1.5. Влияние воображения на личность и деятельность ребёнка
2. Экспериментальные исследования развития художественного воображения детей младшего школьного возраста
2.1. Обработка и анализ результатов методики составления изображений из объектов
2.2. Обработка и анализ результатов теста
2.3. Сравнение результатов эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и художественного (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сензетивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.
Проблема развития художественного воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы художественной деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием художественного преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Предметом исследования является воссоздающее и художественное воображение.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
- Мы предполагаем, что, несмотря на то, что методика требует проявления воссоздающего воображения, тем не менее, в работах детей будет проявлено творчество, т.е. мы ожидаем, что детские работы будут разнообразны.
- Мы предполагаем, что дети неадекватно смогут оценить свои художественные способности.
Цель исследования: провести исследование воссоздающего и художественного воображения и соотнести результат с оценкой детей.
Задачи исследования:
- отобрать адекватные и соответствующие методики исследования
- проведения исследования с детьми младшего школьного возраста
- обработка полученных данных, их анализ, наглядная представленность в работе.
Характеристика выборки.
Исследование было проведено в в 4 «б» классе.
10 детей.
Из них 6 мальчиков и 4 девочки
10 – 11 лет.
Методы исследования:
- Составление изображений из объектов из книги Ильиной М.В. «Воображение и художественное мышление». Психодиагностические методики.
- Тест из книги Ильиной М.В. «Воображение и художественное мышление». Психодиагностические методики.
1. Теоретические аспекты развития воображения и творчества как психолого-педагогическая проблема
1.1. Воображение и творчество, их взаимосвязь
В психологии существует более пятнадцати определений воображения.
Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью [1].
По мнению В. А. Крутецкого воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше»[2].
С.Ю. Головин утверждает, что воображение - это «способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, обретённых в прошлом опыте [3].
На обыденном (разговорном) языке воображение - это «домысел, мнение или предположение, ни на чём не основанное»[4]. Общим для этих определений является осознание мысли, что воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта [5].
В специальной литературе существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идея, идущая от И. Канта, которая предполагает понимание воображения как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Таким образом, воображение определяет протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва: «Просвещение»,
1992.
- Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-
1981.
- Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //
Возрастная и педагогическая психология – М., 1973.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у
детей. // Вопросы психологии, 1988.
- Ильина М.В. «Воображение и художественное мышление».
Психодиагностические методики – М, Книголюб, 2004, серия
«Психологическая служба»
- Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
- Матюшкин и др. Психология младшего школьника. - М., 1976.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития;
детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия,
-
- Р.С. Немов Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство
«Питер», 2000 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997.
11.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.-
1979.
- Клуб детей и родителей "Кегуру"
- http://www.5ka.ru/68/16090/1.html
[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с.; Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – с.260
[2] Крутецкий В.А. Психология – М.: Просвещение,1986, - с.154
[3] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.103
[4] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.с.359
[5] Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 1997.– с.51
[6] Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.239
[7] Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. с.104