Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению в начальной школе.
1.1 Обучение говорению как виду речевой деятельности.
1.2.Пересказ как разновидность устной речевой деятельности.
1.3. Опоры как средство обучения пересказу.
Глава 2. Использование опор при обучении пересказу младших школьников на уроках английского языка.
2.1. Анализ УМК на предмет обучения пересказу с помощью опор.
2.2. Тематическая подборка опор для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка.
Заключение.
Литература и источники
Пересказ - это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются эмоции детей. Живость эмоций повышает внимание детей, вследствие чего, активизируются все процессы речи.
Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.
В практике обучения любому иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное выражение своей мысли, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Очень часто высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо хронологическое перечисление каких-то действий. Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, с определением содержания и формы его изложения. Поэтому предлагается широкое использование опор.
Еще одна проблема при обучении самостоятельному высказыванию состоит в том, что очень часто учащиеся традиционно усваивают речевые формы и содержание высказывания в виде заданного текста. Различные упражнения, связанные с воспроизведением текста, недостаточно способствуют формированию у них самостоятельности и инициативности в процессе речевой деятельности. В результате они привыкают пересказывать текст, а не выражать собственные мысли на иностранном языке.
Решение данной проблемы состоит в обучении школьников рациональным приемам организации материала и использовании речевых опор, постепенное снятие которых рассматривается как способ повышения самостоятельности иноязычного высказывания.
Исходя из этого тема нашей работы: «Обучение пересказу с помощью разнообразных опор на уроках английского языка в начальной школе».
Цель работы:
Составить тематическую подборку опор для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка.
Объект исследования:
Методика обучения английскому языку.
Предмет исследования:
Обучение пересказу иноязычного текста с помощью опор на уроках английского языка в младших классах.
Задачи:
- Описать особенности обучения говорению младших школьников как виду речевой деятельности;
- Рассмотреть пересказ как разновидность устной речевой деятельности младшего школьного возраста;
- Проанализировать УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English 2 - 4» на предмет использования опор для пересказа текстов;
- Составить опоры для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка к УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English 2».
Для осуществления поставленных задач целесообразно применение данных методов исследования: изучение и анализ, кроме того синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической и методической литературы.
1. Теоретические основы обучения говорению в начальной школе
1.1 Обучение говорению как виду речевой деятельности
Понятие речевой деятельности характеризует процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны[14, с. 29].
Речевая деятельность имеет следующие основные виды: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Говорение, или экспрессивная речь, - сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира[11, с. 29].
Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:
– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
При говорении на английском языке у учащихся могут возникнуть проблемы:
- Ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.
- Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.
- Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит и то, что надо делать.
- У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.
- Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока.
- При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок[12, с. 28].
Говорение может выступать в форме монологического (связанного) высказывания и диалогического (беседы). Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.