Актуальность темы работы. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработка гибкой системы профилей. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах. При разработке ФГОС в 2012 году были определены пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный.
Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей – общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т.п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона [24, С. 48].
Представленная в трудах многих педагогов, психологов, социологов многоаспектность изучения профильного обучения, подтверждая заинтересованность исследователей в его проблематике, не позволяет считать окончательно решенными вопросы, связанные с важностью и необходимостью обязательного введения внеурочной работы. Анализ данной проблемы будет способствовать, во-первых, более глубокому пониманию целей профильного обучения, во-вторых, структуры и, в-третьих – организации обучения.
Факультативное занятие по экономике, в отличие от основного школьного курса, имеет свои преимущества: учащиеся могут углубить и расширить уже приобретенные знания и навыки, а также научиться самостоятельно восполнять их и критически оценивать свои возможности. Исходя из того, что сегодня приоритетной концепцией образования является его гуманизация, факультативные занятия предполагают и создание условий для раскрытия внутреннего потенциала учащихся, их развития и самореализации. Именно факультативные занятия являются благодатной почвой для реализации индивидуального подхода, удовлетворения познавательных и жизненных интересов учащихся. Форма организации факультативного занятия, в отличие от основного курса, более свободна и основана, в большей степени, на творческой деятельности школьников, а в программах допускается корректировка [13, С. 101].
Факультативное занятие возможно при высоком качестве преподавания экономики и его авторитета в школе. В этом случае легко собирается группа желающих заниматься данным предметом и со стороны администрации обычно препятствий не бывает.
Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные занятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по экономике с использованием доступных и интересных методов.
Цель исследования - выпускной изучение особенностей содержания и организации внеурочной работы по экономике в современных российских общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации внеурочной работы в старших классах;
- проанализировать содержание и организацию внеурочной работы по экономике в старших классах в современных российских общеобразовательных учреждениях;
- разработать программу внеурочной работы по экономике для старших классов.
Объект исследования - процесс обучения экономике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - факультативные занятия в обучении экономике в средней общеобразовательной школе.
В ходе работы применялись различные методы исследования:
-изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме работы;
-анализ учебных программ внеурочной работы по экономике в старших классах;
- анализ внеурочной работы по экономике в старших классах в школах.
База исследования: МОУ СОШ.
Работа включает в себя: введение, две главы (в каждой по два параграфа), выводы по главам и заключение.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы
в старших классах
1.1. Сущность, принципы обучения и типы
внеурочной работы
Профильное обучение в старшей школе определено Правительством России в «Концепции модернизации российского образования».
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Факультативное занятие - это дополнительное учебное занятие, предмет, изучаемый студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ. Термин "факультативный" (от лат. – electus избранный, отборный) означает специальный, дополнительный, выбираемый.
Согласно Педагогической энциклопедии, в современной школе факультативные занятия являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия - это занятия по выбору учащихся, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным предметам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся [7, С. 254].
"Факультативный" значит дополнительный, таким образом название указывает на особенность этого вида учебной деятельности. Ученики добровольно выбирают предметы, углубленное изучение которых их больше всего интересует.
Факультативные занятия организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры, а также по темам, заинтересовавшим учащихся в процессе изучения той или иной учебной дисциплины. (Большая советская энциклопедия)
Советам вузов, педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные занятия по своему усмотрению в соответствии с интересами учащихся. Существуют также дополнительные практикумы, семинары, лабораторные занятия и т.п. К проведению внеурочной работы в средних учебных заведениях привлекаются работники высшей школы и научно-исследовательских учреждений, специалисты народного хозяйства и культуры, иногда их проводят сами учителя школы [7, С. 187].
Факультативные занятия приносят пользу не только ученикам, но и учителю, так как они мотивируют его к углублению своих познаний, что повышает качество классной работы. Факультативные занятия являются наиболее эффективной формой обучения, в каждом классе есть несколько учеников, заинтересованных в каком-либо предмете больше всего. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо объяснить, какую пользу им принесет факультативное занятие, что нового и интересного они узнают, а также убедить, что он даст им возможность углубить уже имеющиеся знания и навыки и удовлетворит их личные интересы.
Факультативные занятия также служат для стимуляции развития познавательных интересов школьников, их способностей, а в дальнейшем - профессиональной ориентации. В современных школах факультативные занятия вводятся уже с 1-го класса, и, в отличие от внеклассных занятий, проводятся внутри основной программы и по расписанию.
Когда звучат слова "современная школа", "современное образование", мы подразумеваем не временную принадлежность, а качественные характеристики, соответствующие реалиям, потребностям и надеждам настоящего времени. И именно такие формы обучения, как факультативные и внеклассные занятия характеризуют современную школу [4, С. 98].
Для успешного достижения целей факультативного обучения должны быть созданы благоприятные условия обучающимся, верно определено содержание обучения и выбор средств, которые наилучшим образом позволят решить данные задачи, а также необходимо максимально использовать принципы, обеспечивающих высокую эффективность учебной деятельности.
При разработке внеурочной работы методисты старались разработать определенные принципы. Согласно Д.А. Эпштейну, любой факультатив должен:
- обеспечить углубленное изучение понятий, рассматриваемых в основном занятии;
- быть цельным, не состоять из множества разрозненных и мелких вопросов;
- иметь объем, не выходящий за рамки школьной программы [29, С. 146].
В настоящее время принципы выбора учебного материала, средств обучения и опорной концепции внеурочной работы значительно расширяются, в том числе исходя из конкретного изучаемого предмета. Среди них выделяются следующие принципы:
- Принцип доступности: предполагает необходимость удовлетворения образовательных запросов учащихся на выбранном ими уровне.
- Принцип индивидуализации обучения: требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.