Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии русского языка с использованием мнемотехники
1.1 Основы обучения младших школьников орфографии русского языка
1.2 Понятие мнемотехники и ее использование на уроках русского языка у младших школьников
Глава 2. Анализ методических приемов использования мнемотехники при обучении младших школьников орфографии на уроках русского языка
2.1 Традиционные методы формирования орфографической грамотности младших школьников
2.2 Использование мнемотехнических методов обучения орфографии младших школьников на уроках русского языка
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование языковой компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи, являются не только важнейшими задачами необходимыми для развития личности, но и средствами полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского образования, введение новых стандартов обучения, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации образовательного процесса.
Начальная школа активизирует умственную деятельность ребенка, развивая всевозможные виды памяти: эмоциональную, образную, вербально-логическую и т.д. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее вербально-логическая. Все, что касается четкости, яркости впечатлений, вызывающих сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается семантическая (вербально-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные понятия, но и абстрактные. Это увеличивает объем памяти, увеличивает скорость усвоения и точность чтения.
Аналогичной техникой является мнемотехника, специальная техника запоминания информации, направленная на развитие когнитивных процессов и усвоение материала, который трудно воспринимать. Использование мнемонических техник в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей разного уровня подготовки. В этой связи особенно актуально изучение использования эффективных мнемонических техник, способствующих усвоению норм и правил правописания на уроках русского языка в начальной школе.
Исследованием применения творческих работ, формирующих орфографическую память, занимались многие авторы. Труды Аксеновой Л.А., Ериной Т.Н., Новиковой Л.Н., Павловой Т.Ф. и других направлены на изучение применения приёмов мнемотехники в формировании грамотного письма.
Методическое пособие И.В. Агеевой, Т.Б. Байдаковой «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий» для школьников представляет собой свод фрагментов уроков, где упор сделан на словарную работу, а ассоциативное слово-опора выступает механизмом запоминания. Помимо этого, существует множество специальных мнемических словарей, в которых лексемы даются уже с готовыми ассоциациями.
Объект исследования – обучение младших школьников орфографии на уроках русского языка.
Предмет исследования – использование методов мнемотехники при обучении младших школьников орфографии на уроках русского языка.
Цель курсовой работы – проанализировать использование мнемотехники при обучении младших школьников орфографии русского языка.
Задачи:
1) рассмотреть основы обучения младших школьников орфографии русского языка;
2) дать понятие мнемотехники и ее использование на уроках русского языка у младших школьников;
3) раскрыть традиционные методы формирования орфографической грамотности младших школьников;
4) проанализировать использование мнемотехнических методов обучения орфографии младших школьников на уроках русского языка.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии русского языка с использованием мнемотехники
1.1 Основы обучения младших школьников орфографии русского языка
Модернизация российского образования, введение новых стандартов, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации учебно-воспитательного процесса. Одним из способов, повышающих эффективность восприятия и усвоения новой информации в рамках обучения в школе, является использование в учебной деятельности приемов мнемотехники.
Использование мнемических приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки.
Содержание обучения правописанию в начальной школе определяется Единым государственным стандартом, который подробно описан в федеральных программах с изменчивостью в зависимости от взглядов и приоритетов их авторов.
В начальной школе правописание не выделяется как теоретически особый раздел учебной программы. Правила правописания рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемии, планируется ознакомление студентов с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Орфографически правильное написание подразумевает умение находить, изучать явления языка на основе так называемого навыка правописания, что помогает писателю остановиться, подумать, проверить себя, когда это необходимо. Исследование эффективности методов обучения орфографии учащихся начальных классов является одним из вопросов методологии преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма.
В методической литературе термин «орфография» определяется как:
- исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
- правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, орфографические где возможны разные написания;
- соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;
- часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических умений в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило, т.е. они должны выработать орфографический навык.