Курсовая работа|Педагогика

Использование мнемотехники при обучении младших школьников орфографии русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 30

Цена: 1 800
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии русского языка с использованием мнемотехники

1.1 Основы обучения младших школьников орфографии русского языка

1.2 Понятие мнемотехники и ее использование на уроках русского языка у младших школьников

Глава 2. Анализ методических приемов использования мнемотехники при обучении младших школьников орфографии на уроках русского языка 

2.1 Традиционные методы формирования орфографической грамотности младших школьников

2.2 Использование мнемотехнических методов обучения орфографии младших школьников на уроках русского языка 

Заключение

Список литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование языковой компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи, являются не только важнейшими задачами необходимыми для развития личности, но и средствами полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского образования, введение новых стандартов обучения, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации образовательного процесса.

Начальная школа активизирует умственную деятельность ребенка, развивая всевозможные виды памяти: эмоциональную, образную, вербально-логическую и т.д. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее вербально-логическая. Все, что касается четкости, яркости впечатлений, вызывающих сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается семантическая (вербально-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные понятия, но и абстрактные. Это увеличивает объем памяти, увеличивает скорость усвоения и точность чтения.

Аналогичной техникой является мнемотехника, специальная техника запоминания информации, направленная на развитие когнитивных процессов и усвоение материала, который трудно воспринимать. Использование мнемонических техник в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей разного уровня подготовки. В этой связи особенно актуально изучение использования эффективных мнемонических техник, способствующих усвоению норм и правил правописания на уроках русского языка в начальной школе.

Исследованием применения творческих работ, формирующих орфографическую память, занимались многие авторы. Труды Аксеновой Л.А., Ериной Т.Н., Новиковой Л.Н., Павловой Т.Ф. и других направлены на изучение применения приёмов мнемотехники в формировании грамотного письма.

Методическое пособие И.В. Агеевой, Т.Б. Байдаковой «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий» для школьников представляет собой свод фрагментов уроков, где упор сделан на словарную работу, а ассоциативное слово-опора выступает механизмом запоминания. Помимо этого, существует множество специальных мнемических словарей, в которых лексемы даются уже с готовыми ассоциациями.

Объект исследования – обучение младших школьников орфографии на уроках русского языка.

Предмет исследования – использование методов мнемотехники при обучении младших школьников орфографии на уроках русского языка.

Цель курсовой работы – проанализировать использование мнемотехники при обучении младших школьников орфографии русского языка.

Задачи:

1) рассмотреть основы обучения младших школьников орфографии русского языка;

2) дать понятие мнемотехники и ее использование на уроках русского языка у младших школьников;

3) раскрыть традиционные методы формирования орфографической грамотности младших школьников;

4) проанализировать использование мнемотехнических методов обучения орфографии младших школьников на уроках русского языка.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии русского языка с использованием мнемотехники

1.1 Основы обучения младших школьников орфографии русского языка

Модернизация российского образования, введение новых стандартов, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации учебно-воспитательного процесса. Одним из способов, повышающих эффективность восприятия и усвоения новой информации в рамках обучения в школе, является использование в учебной деятельности приемов мнемотехники.

Использование мнемических приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки.

Содержание обучения правописанию в начальной школе определяется Единым государственным стандартом, который подробно описан в федеральных программах с изменчивостью в зависимости от взглядов и приоритетов их авторов.

В начальной школе правописание не выделяется как теоретически особый раздел учебной программы. Правила правописания рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемии, планируется ознакомление студентов с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Орфографически правильное написание подразумевает умение находить, изучать явления языка на основе так называемого навыка правописания, что помогает писателю остановиться, подумать, проверить себя, когда это необходимо. Исследование эффективности методов обучения орфографии учащихся начальных классов является одним из вопросов методологии преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма.

В методической литературе термин «орфография» определяется как:

- исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

- правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, орфографические где возможны разные написания;

- соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;

- часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических умений в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило, т.е. они должны выработать орфографический навык.

  1. Андреева, И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: автореф.дисс,..канд. пед. Наук / И.В, Андреева. - Санкт Петербург, 2004. - 52 с.
  2. Андреюк, Е.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи: сборник научных трудов. / Е.В, Андреюк. - Челябинск: Челябинский вестник, 2012. - 22 с.
  3. Беленька, Т.Б. Мнемотехника для начальной школы. Тренеруем память: Учебное пособие / Т.Б. Беленька - Москва: Феникс, 2014. - 39 с.
  4. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - Москва: Просвещение, 2012. - 540 с.
  5. Бречугина-Романова, А.Н. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы:сборник статей по педагогике/А.Н. Бречугина-Романова//. Выпуск 3 - 2016. Москва: Наука и школас. 124-128.
  6. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К.С. Горбачевич. - Санкт Петербург: Сфера, 2014. - 121 с.
  7. Гордеев, Э.В., Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка / Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк - Тула, 2012. - 345 с.
  8. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений / Н.И. Демидова. - Москва: Издательский центр «Академия», - 2014. - 320 с.
  9. Зеленская, М.Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоте / М.Е. Зеленсая.- Москва. Начальная школа. - 2014. - с. 28-32.
  10. Земляченко, М.В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М.В. Земляченко. Т.В. Кутергина.- Челябинск. Педагогика: традиции и инновации. Материалы III междунар. науч. конф. - 2013. - с. 125 - 128.
  11. Зиганов, М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М.А. Зиганова. - Москва: Школа рационального чтения, 2001. - 173 с.
  12. Каверин, В. Анализируем слово / В. Каверин // Начальная школа. -
    -№ 12. - С. 48.
  13. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. -Ярославль, 2014. - 255 с.
  14. Китаев, Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами / Н.Н. Китаева. - Москва: Просвещение, 2016. - 247 с.
  15. Кицина, М. Словарно-орфографическая работа/ М. Кицина. // Начальная школа. - 2010. - № 13. - С. 48
  16. Козаренко, В.А. Все о способах запоминания / В.А. Козаренко. - Москва: Издание, 2015. - 219 с.
  17. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – М., 2013.
  18. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Левушкина - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 345 с.
  19. Львов, М.В. Правописание в начальных класса / М.В. Львов. - Москва: Просвещение, 2014. - 236 с.
  20. Любич, В.А. Мнемотехника как система запоминания новых слов на уроках русского языка в школе / В.А. Любич, //- Москва: Русский язык в школе. - 2015. -№8. - С.13-18
  21. Малахова, Ю.В. Приемы мнемотехники в начальных классах // Начальная школа. - 2013. - №22. -с. 33-37.
  22. Мещенина, Т.А. Развитие памяти у младших школьников: Методические рекомендации для педагогов / Т.А. Мещенина - Нижневартовск: Центр развития образования, 2015. - 56 с.
  23. Никишина Н. В. «Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе» Методическое пособие, г. Азов, 2017.
  24. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. Логопед.2012. №4. 115 с.
  25. Погодина, А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций/ А. Погодина // Начальная школа. - 2010. - № 13. - С. 48.
  26. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб, 2013.
  27. Славкина И.А., Малаева Ю.М., Кутугина В.И. Использование мнемотехники при обучении младших школьников орфографии русского языка // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.
  28. Славкина И.А., Славкина Я.С., Алиева М.Г. Обучение русскому языку младших школьников с опорой на мнемотехники // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4.
  29. Субботин, Д.И. Методика работы над словарными словами с использованием приемов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе: сборник научных трудов / Д.И. Субботина. - Москва: Русская школа,
    - 422 с.
  30. Ушакова, О.Д. Самые важные правила русского языка с картинками / О.Д. Ушакова - Москва: Литера, 2016. - 64 с.
  31. Чепурнова, Г.А. Образовательная мнемотехника: технологии
    эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие / Г.А. Чепурнова, Л.В. Бура - Ялта: КФУ, 2015. - 115 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское