Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Коллективная творческая деятельность как средство формирования социальной активности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 43

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие социальной активности младших школьников

1.2 Основные средства формирования социальной активности младших школьников

ГЛАВА 2. Анализ формирования социальной активности младших школьников посредством коллективной творческой деятельности

2.1 Содержание коллективной творческой деятельности как средства формирования социальной активности младших школьников

2.2 Методические рекомендации по выбору содержания коллективной творческой деятельности для младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что подвижность, не стабильность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем его социуме и образовательном пространстве.

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи - реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной и социально активной личности.

Активность личности - деятельное отношение человека к окружающему миру и социуму, способность воспроизводить социально значимые преобразования как материальной, так и духовной среды личности на основе освоения общественно-исторического и значимого опыта человечества, социума. Имеет свои основные характеристики (целенаправленность, мотивация, вовлечённость, осознанность, владения способами и приёмами действий, эмоциональность, коммуникабельность), а также наличие таких свойств как инициативность, ответственность и ситуативность.

Вопрос развития социальной активности в настоящее время считается важным, особенно значителен и находится в центре внимания общества и страны. Непосредственная социальная деятельность считается наиболее важным качеством личности, которое формируется в процессе деятельности и характеризуется социально важными мотивами и приносит значительный результат.

В настоящее время развитие социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса, так как раньше в процессе формирования социальной активности, педагоги большее внимание уделялось подросткам, нежели младшим школьникам.

Проблема развития социальной активности часто была прямо или косвенно в центре внимания педагогов, философов, психологов и социологов. Идеи развития социальной активности личности отражаются в трудах и работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.Н. Башаева, Л.И. Божович, Г.Е. Зборовского, Н.В. Савина, А.В. Петровского и др. На это в свое время обращал особое внимание и проявлял интерес отечественный педагог Антон Семёнович Макаренко. Одна из основных задач, которую А. С. Макаренко ставил перед педагогом - «воспитание общественного долга в процессе общественно полезной деятельности». Теоретические основы развития социальной активности в младшем школьном возрасте представлены в работах Л.М. Архангельского, Х.Д. Дамадановой, В.В. Давыдова, Е.В. Листвиной, А.В. Мудрика, В.В. Давыдова и др.

Суть социальной активности раскрывали Н.Т. Абрамова, Г.С. Арефьева, Л.П. Станкевич, Н.Е. Воробьева и др. В.С. Мухина проанализировала позитивные и негативные аспекты социальной активности. В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский создали теорию о биологическом и социальном характере поисковой деятельности и социальной адаптации личности.

Объект исследования - социальная активность младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития социальной активности младших школьников посредством коллективных творческих дел.

Цель курсовой работы – анализ коллективной творческой деятельности как средства формирования социальной активности на примере младших школьников.

Задачи:

1) дать понятие социальной активности младших школьников;

2) рассмотреть основные средства формирования социальной активности младших школьников;

3) раскрыть содержание коллективной творческой деятельности как средства формирования социальной активности младших школьников;

4) разработать методические рекомендации по выбору содержания коллективной творческой деятельности для младших школьников.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие социальной активности младших школьников

В педагогической науке понятие социальной активности претерпело за последние несколько лет изменения. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его личной идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих интересов и взглядов, единстве слова и дела [16].

Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором гармонично сочетается интерес к общественной работе, ответственность и инициативность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

«Социальная активность – это внутренняя установка, направленность на конкретную поведенческую линию, которая вытекает из мировоззренческих, нравственных, а также психологических свойств человека и выражает ее субъективное отношение к окружающему» [11].

Социальная активность личности – интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности [23].

Абсолютно во всех сферах жизни общества человек может проявлять социальную активность социальная активность может быть трудовой, политической, в области духовной жизни. Социальную активность личности можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны – как результат воздействия социальной среды, а с другой – как фактор, который определяет эту среду [19].

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени [18].

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум [12]. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития [9].

Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды [23].

Каково содержание основополагающих социальных качеств личности? Одно из важнейших – жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личному интересу и даже причастности к большинству, что происходит в обществе, стране и в целом мире.

Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную стратегию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических внутренних качеств личности и отражающую ее собственное отношение к обществу и людям. Она проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция бывает активной и пассивной.

Активная позиция предполагает неравнодушное, активное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить или поддерживать в тонусе. При пассивной позиции человек принимает готовые взгляды других, ценности, образцы поведения, не пытаясь их проанализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и какихлибо усилий, направленных на изменение окружающей среды [15].

Е.А. Ануфриев в книге «Социальная активность личности» раскрывает понятие нравственной личности, систему нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера личности в целом, прослеживая важные этапы и факторы нравственного воспитания молодого поколения, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности [2].

«… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» [10].

Не всякая активность человека равна его активной социальной, общественной позиции. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности [20].

Н.Н. Башаев определил её как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность действовать сознательно, изменяя окружающую действительность [4].

Социальная активность личности предполагает не согласие, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь свою, близких лучше. Социальная активность личности проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно [17].

Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции - в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы.

Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение [1].

  1. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. 2017. 186 с.
  2. Авдеева, И. В. Коллективно-творческие дела и проекты в воспитательной работе начальной школы / И. В. Авдеева. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2019. – № 2. – С. 3-17.
  3. Валеева, А. Р. От творчества к социальной активности / А. Р. Валеева, Е. М. Вихарева. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2019. - № 1 (21). - С. 33-34.
  4. Водопьянова, Н. А. Воспитательная система развития классного коллектива / Н. А. Водопьянова. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2017. – № 5. – С. 50-55.
  5. Галеева Л. И., Турханова Р. И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга // https://cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-kulturnoe-tvorchestvo-kak-oblast-tvorcheskoy-samorealizatsii-lichnosti-v-usloviyah-dosuga (дата обращения: 27.04.2022).
  6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное  пособие для студентов  высшего учебного заведения [Текст] / Н.Ф.  Голованова. - СПб: Речь, 2019. – 272 с.
  7. Головачева, Г. В. Воспитательная система «Добрыми должны быть люди» : (для обучающихся начальной школы) / Г. В. Головачева. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2017. – № 1. – С. 58-67.
  8. Грачева, В. Ф. Новые формы, приемы и методы воспитательной работы / В. Ф. Грачева, Е. Н. Мичурова. – Текст : непосредственный // Образование в современной школе. – 2020. – № 1/2. – С. 11-12
  9. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Сост. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2012. – 343 с.
  10. Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Х.Д. Дамаднова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2011. – № 3 – С. 3-5.
  11. Иванова, Ю. В. Основные ориентиры нравственного воспитания младших школьников / Ю. В. Иванова, А. Е. Михайлова. – Текст : непосредственный // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 9. – С. 153-157.
  12. Карпычева, А. А. Развитие учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста / А. А. Карпычева. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2017. – № 5. – С. 64-73.
  13. Кочерова М.В. Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности / М.В. Кочерова // Педагогический калейдоскоп. – 2018. – № 3. – С. 9-12.
  14. Лизинский В.М. Коллективные творческие дела [Текст] //  Классный руководитель. -  2017. - №8. - С. 112-113.
  15. Лучина, Т. И. Современные методы реализации индивидуальных воспитательных маршрутов в начальной школе / Т. И. Лучина, Е. В. Чердынцева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2021. – № 7. – С. 12-15.
  16. Миронова, Т. И. Сплочение коллектива класса через игровые формы работы / Т. И. Миронова. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2018. – № 4. – С. 77-79.
  17. Пискарева М.Г., Мишанина В.И. Коллективные творческие дела как средство формирования детского коллектива / М.Г. Пискарева, В.И. Мишанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 560-561.
  18. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: учебник / С.Д. Поляков. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. - 176 с.
  19. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: монография / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
  20. Социальная активность как основа социального творчества // https://book-science.ru. URL: http://book-science.ru/social/skd/social-naja-aktivnost-kak-osnova-social-nogo-tvorchestva.html (дата обращения: 27.04.2022).
  21. Скромов, А. Ф. Активная жизненная позиция детей закладывается в начальной школе / А. Ф. Скромов. – Текст : непосредственный // Физическая культура в школе. – 2018. – № 6. – С. 35-40.
  22. Федосова И.В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте / И. В. Федосова // Наука и Мир. Международный научный журнал. - 2014. - № 9. - С. 127-131.
  23. Якупова Элина Нуриахметовна, Александрова Лилия Минихаевна. Коллективная деятельность в начальной школе // Символ науки. 2016. №5-2.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское