Актуальность темы исследования обусловлена тем, что подвижность, не стабильность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.
Сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем его социуме и образовательном пространстве.
Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи - реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной и социально активной личности.
Активность личности - деятельное отношение человека к окружающему миру и социуму, способность воспроизводить социально значимые преобразования как материальной, так и духовной среды личности на основе освоения общественно-исторического и значимого опыта человечества, социума. Имеет свои основные характеристики (целенаправленность, мотивация, вовлечённость, осознанность, владения способами и приёмами действий, эмоциональность, коммуникабельность), а также наличие таких свойств как инициативность, ответственность и ситуативность.
Вопрос развития социальной активности в настоящее время считается важным, особенно значителен и находится в центре внимания общества и страны. Непосредственная социальная деятельность считается наиболее важным качеством личности, которое формируется в процессе деятельности и характеризуется социально важными мотивами и приносит значительный результат.
В настоящее время развитие социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса, так как раньше в процессе формирования социальной активности, педагоги большее внимание уделялось подросткам, нежели младшим школьникам.
Проблема развития социальной активности часто была прямо или косвенно в центре внимания педагогов, философов, психологов и социологов. Идеи развития социальной активности личности отражаются в трудах и работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.Н. Башаева, Л.И. Божович, Г.Е. Зборовского, Н.В. Савина, А.В. Петровского и др. На это в свое время обращал особое внимание и проявлял интерес отечественный педагог Антон Семёнович Макаренко. Одна из основных задач, которую А. С. Макаренко ставил перед педагогом - «воспитание общественного долга в процессе общественно полезной деятельности». Теоретические основы развития социальной активности в младшем школьном возрасте представлены в работах Л.М. Архангельского, Х.Д. Дамадановой, В.В. Давыдова, Е.В. Листвиной, А.В. Мудрика, В.В. Давыдова и др.
Суть социальной активности раскрывали Н.Т. Абрамова, Г.С. Арефьева, Л.П. Станкевич, Н.Е. Воробьева и др. В.С. Мухина проанализировала позитивные и негативные аспекты социальной активности. В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский создали теорию о биологическом и социальном характере поисковой деятельности и социальной адаптации личности.
Объект исследования - социальная активность младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития социальной активности младших школьников посредством коллективных творческих дел.
Цель курсовой работы – анализ коллективной творческой деятельности как средства формирования социальной активности на примере младших школьников.
Задачи:
1) дать понятие социальной активности младших школьников;
2) рассмотреть основные средства формирования социальной активности младших школьников;
3) раскрыть содержание коллективной творческой деятельности как средства формирования социальной активности младших школьников;
4) разработать методические рекомендации по выбору содержания коллективной творческой деятельности для младших школьников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие социальной активности младших школьников
В педагогической науке понятие социальной активности претерпело за последние несколько лет изменения. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его личной идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих интересов и взглядов, единстве слова и дела [16].
Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором гармонично сочетается интерес к общественной работе, ответственность и инициативность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
«Социальная активность – это внутренняя установка, направленность на конкретную поведенческую линию, которая вытекает из мировоззренческих, нравственных, а также психологических свойств человека и выражает ее субъективное отношение к окружающему» [11].
Социальная активность личности – интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности [23].
Абсолютно во всех сферах жизни общества человек может проявлять социальную активность социальная активность может быть трудовой, политической, в области духовной жизни. Социальную активность личности можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны – как результат воздействия социальной среды, а с другой – как фактор, который определяет эту среду [19].
И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени [18].
Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум [12]. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития [9].
Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды [23].
Каково содержание основополагающих социальных качеств личности? Одно из важнейших – жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личному интересу и даже причастности к большинству, что происходит в обществе, стране и в целом мире.
Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную стратегию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических внутренних качеств личности и отражающую ее собственное отношение к обществу и людям. Она проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция бывает активной и пассивной.
Активная позиция предполагает неравнодушное, активное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить или поддерживать в тонусе. При пассивной позиции человек принимает готовые взгляды других, ценности, образцы поведения, не пытаясь их проанализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и какихлибо усилий, направленных на изменение окружающей среды [15].
Е.А. Ануфриев в книге «Социальная активность личности» раскрывает понятие нравственной личности, систему нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера личности в целом, прослеживая важные этапы и факторы нравственного воспитания молодого поколения, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности [2].
«… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» [10].
Не всякая активность человека равна его активной социальной, общественной позиции. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности [20].
Н.Н. Башаев определил её как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность действовать сознательно, изменяя окружающую действительность [4].
Социальная активность личности предполагает не согласие, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь свою, близких лучше. Социальная активность личности проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно [17].
Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции - в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы.
Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение [1].