Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования ментальных карт на уроках русского языка
1.1 Понятие ментальных карт
1.2 Использование ментальных карт в образовательной деятельности
Глава 2. Анализ построения и использования ментальных карт на уроках русского языка как способа структурирования дидактического материала
2.1 Построение и использование ментальной карты на уроке
2.2 Структурирование дидактического материала на уроках русского языка посредством ментальных карт
Заключение
Список литературы
В последние годы жизни современной школы происходят большие изменения: меняются ставшие традиционными и привычными пересмотры формы и содержания обучения, разрабатываются учебные планы и успешно внедряются в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс обучения новые технологии, которые являются необходимым условием внедрения ФГОС нового поколения. Поэтому сегодня необходимо отойти от традиционной передачи конечных знаний от учителя ученику. Задача педагога - вовлекать самого ученика в учебную деятельность, организовывать процесс самостоятельного освоения детьми новых знаний, применять полученные знания для решения познавательных, образовательных и практических проблем и жизненных проблем.
Многие учителя сталкиваются с трудностями в своей деятельности из-за низкой мотивации учащихся к приобретению новых знаний, учебной активности и различных уровней когнитивного развития каждого ученика.
Решением этого вопроса может стать использование активных инструментов для формирования универсального образовательного мероприятия в классе. И здесь особо хотелось бы отметить, что русский язык - это не только образовательный предмет школьной программы, но и средство преподавания других дисциплин. Этот аспект применения преподавателем различных инструментов создания универсальных учебных действий особенно важен.
Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Объект исследования – ментальные карты.
Предмет исследования – ментальные карты как способ структурирования дидактического материала.
Цель курсовой работы – проанализировать использование ментальных карт на уроках русского языка как способа структурирования дидактического материала.
Задачи:
1) дать понятие ментальных карт;
2) рассмотреть использование ментальных карт в образовательной деятельности;
3) определить порядок построения и использования ментальной карты на уроке;
4) проанализировать процесс структурирования дидактического материала на уроках русского языка посредством ментальных карт.
Глава 1. Теоретические аспекты использования ментальных карт на уроках русского языка
1.1 Понятие ментальных карт
Ментальные карты - это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Основное различие между ментальными картами и другими режимами просмотра заключается в основном в том, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, напротив, используют всевозможные средства для активизации восприятия с помощью разнообразия: разные толщины линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые имеют смысл, использование изображений и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовывать и упорядочивать информацию, но и лучше воспринимать, понимать, запоминать и связывать ее.
Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.
Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера. В последнее десятилетие данная технология стала объектом изучения отечественных исследователей, в которых преимущественно излагаются идеи названных выше авторов, а также интерпретируются в новых условиях их практического применения.