ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.2. ПРОВЕДЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ И СОХРАНЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙЙ
ГЛАВА 2. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ
2.1. РЕКОМЕНДАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА
2.2. ЭЛЕМЕНТЫ АЛГОРИТМА КАЛЕНДАРНЫХ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. ети приобщаются к народной культуре в процессе различных видов деятельности: фольклорных праздников, малых жанров фольклора (песни, загадки, скороговорки и др.). Все формы занятий по изучению народных традиций в школе должны способствовать творческому развитию обучающихся, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, свое, лучшее.
По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народную культуру.
По мнению К.Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т.е. отраженного в нем народного опыта воспитания, и применение его на практике помогает создать наиболее благоприятную обстановку воспитания ребенка.
В настоящее время коллективы многих образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной воспитательной работы, обращаясь к традиционному народному наследию. Народные промыслы незаменимы в воспитании эстетических чувств ребенка, народный фольклор (сказки, загадки, песни, потешки и т.д.) гармонично входит в повседневную жизнь ребенка, постоянно вызывая положительные эмоции, народные игры все большее место занимают в его игровой деятельности.
Особенное значение народное творчество приобретает при организации праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник – это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти на долгие годы. Недаром говорят, что впечатления детства самые сильные, незабываемые.
Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является знакомство с этнокультурными традициями. На их основе у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса/
Однако возникает проблема, в недостаточности разработанных методических разработок, способствующих приобщению младших школьников к этнокультурным традициям.
Одним из решений данной проблемы, является создание цикла фольклорных праздников, способствующих приобщению младших школьников к этнокультурным традициям.
Целью работы является исследование организации фольклорных и календарных школьных праздников в школе
Задачи:
- Рассмотреть фольклорные праздники как один из видов народного творчества
- Исследовать приобщение детей к народной культуре посредством фольклорных праздников
Глава 1. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Фольклорный праздник как важнейшая часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Традиционные народные праздники – явление гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.
Народные праздники предоставляют каждому ребенку шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытывать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.
Народный праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается прежде всего поводом к самоотождествлению – в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство и принадлежность к своей нации, народу. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции народа, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом – через непосредственное участие в торжествах. Значение праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, с другой стороны, чертой принадлежности к определенному этносу и ее культуре. Во время праздника в различных формах – зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической – отражает прошлое народа, мифическое и историческое, а также современность, нынешняя ситуация. Поэтому народный праздник служит и для ориентации молодежи во времени, в котором жил и живет его народ, нация, в том числе и каждый представитель молодого поколения[6].
Потребность в народном празднике и праздновании – это не только естественная, но и культурная потребность, и потому она должна вновь возрождаться в каждом новом поколении. Отношение человека к народному празднику определяется прежде всего ранними периодами его жизни, детством и юностью, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения. Участие индивида в народном празднике является важным дополнением его устойчивой связи и общности с народом отмечающим праздник, показателем усвоения его культурных ценностей. Этот довод особенно важен тогда, когда народный праздник все чаще становится – как тому свидетельствует современный мир – добровольным делом человека, проявляющего таким образом свое стремление к участию в коллективной жизни и свое стремление к участию в коллективной жизни и свое отношение к ее ценностям.
В учебно-воспитательном процессе школы приобщение детей к фольклору происходит по трем основным направлениям: знакомство с устным, песенно-музыкальным и игровым творчеством; знакомство с русскими народными праздниками и гуляниями; знакомство с народными промыслами.
Самый любимый детьми момент – участие в произведении русских народных праздников и гуляний. Детям это не только интересно, но и познавательно, т.к. фольклорный праздник включает в себя почти все направления народного творчества.