Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация, для которой характерны глубочайшие изменения в скорости информационных процессов, их ускорение и увеличение информационной емкости научных открытий, событий социальной и обыденной жизни предъявляет особые требования к образованию. Оно должно подготовить человека справляться с той эмоциональной, интеллектуальной, социальной, информационной нагрузкой, перед которой его ставит жизнь. Это невозможно в стратегии адаптации к этим стремительным изменениям и востребует от человека быть субъектом собственной жизни, способным не только делать выбор, совершать поступки, принимать решения «здесь и теперь», но прогнозировать, проектировать и реализовывать свой собственный жизненный путь в контексте возможного будущего.
В условиях модернизации образования наиболее острой остается вопрос школьной неуспеваемости, поскольку рост неуспевающих учащихся в общеобразовательных школах становится масштабной проблемой, которая определяет постановку и решение вопроса о педагогической коррекции с неуспевающими детьми, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
В научных работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского, Ф.И. Иващенко, А.Д. Глоточкиной, К.В. Бардина и других ученых говориться о том, что в общеобразовательных школах часто одной из главных и основных проблем для педагогов, родителей, психологов являются длительные, стойкие трудности усвоения программного материала детьми, что ведет к плохому усвоению или же к полному не усвоению школьного материала. Таким образом, с каждым годом в школах становится все больше неуспевающих детей.
Очень часто возникает такая ситуация, когда ученики, еще не окончив начальную школу, почти полностью теряют настоящий интерес к обучению. Одной из главных причин этого является отсутствие в теоретико-методическом арсенале учителей необходимых знаний и умений адекватного стимулирования учения школьников и проведения профилактической работы по предупреждению школьной неуспеваемости.
Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача современной школы. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы возможно благодаря широкой пропаганде передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Этот опыт освещен в целом ряде научных работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительная часть работ по проблеме неуспевающих детей посвящена методическим основам и научным исследованиям школьной неуспеваемости ( Б.С.Братусь, И.В. Дубровина, П.И Сидоров, А.И. Захаров, Н.Б. Каратаева, И.Д. Муратова, П.И. Сидоров. М.В Шакурова, Э.Г.Эйдмиллер, В. Юстицкис и др.). Проблема неуспеваемости у учащихся давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике, она всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. Сегодня известны исследования Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь, С.Л. Рубинштейна, М.Н.Скаткина и др. Проблему неуспеваемости современных детей решали такие учёные, как: В.Ю. Питюков, С.В. Кульневич, Е.А. Осипова, В.В. Воронов, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, С.Д. Поляков, А.П. Савченко и др. Однако, анализ этих работ показывает, что существующая практика по устранению причин неуспеваемости детей в полной мере не решает задачи по проблеме неуспеваемости школьников.
Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует психическое развитие ребенка. Важную роль в преодолении школьной неуспеваемости играет семья. С другой стороны, негармоничные детско-родительские отношения могут привести к школьной неуспеваемости ребенка. Трудности, связанные с обучением - это проблема не только внутришкольная, но и внутрисемейная. Причиной трудностей в учебной деятельности может быть как внутришкольные проблемы, так и проблемы во взаимоотношениях ребёнка и родителей.
Поэтому особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости.
Одним из главнейших условий развития обучающегося является совместная целенаправленная согласованная работа окружающих его взрослых: педагогов образовательного учреждения и родителей. Для того чтобы это взаимодействие было плодотворным и реально способствовала преодолению школьной неуспеваемости обучающихся, необходима специально организованная работа по осуществлению взаимодействия работников школы и семей учащихся.
Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах школьного обучения. Очевидно, что семья и образовательное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать в целях полноценного развития обучающихся.
Целью работы является исследование причин неуспеваемости школьников и пути их преодоления.
Объект исследования – школьная неуспеваемость в средних классах.
Предмет исследования – пути преодоления неуспевающих школьников.
Гипотеза – повышение успеваемости учащихся, если будут проведены консультации и беседы с родителями по профилактике неуспеваемости в школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Раскрыть сущность понятия школьная неуспеваемость.
- Охарактеризовать основные причины школьной неуспеваемости.
- Изучить особенности взаимодействия с родителями неуспевающих школьников.
- Разработать рекомендации родителям по предупреждению школьной неуспеваемости.
Методологическую основу исследования составили философские и общенаучные положения теории познания; личностно-деятельностный, личностно-ориентированный и коррекционно-развивающий подходы в обучении школьников; о гуманизации и индивидуализации развития, обучения и воспитания детей.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования анализ научной литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов и рекомендаций специалистами образовательных учреждений в целях проведения профилактической работы школьной неуспеваемости.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Глава 1. Причины неуспеваемости школьников и общая характеристика проблемы
1.1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема
В современной литературе понятие «школьная неуспеваемость» или «неуспеваемость ученика» трактуется по-разному. По мнению Л.А. Регуш, в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его интересы, мотивы, способности и т.д. [22, с. 114] Педагогика рассматривает источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и саму систему образования в целом [21, с. 157].
Рассмотрим некоторые имеющиеся точки зрения.
Так, например, В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учителями, учениками и внешними силами [18, с. 84].
И.А. Зимняя пишет, что в общем случае школьная неуспеваемость понимается как "отставание в учении, когда школьник за отведённое время не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, на удовлетворительном уровне". Автор уточняет, что академическая неуспеваемость – это не просто получение ребенком низких оценок и его неспособность к учению, а это сложная комплексная проблема, решение которой не зависит от желания или нежелания самого ребёнка [13, с. 218].
По мнению Т.Ф.Шведовой, школьную неуспеваемость необходимо рассматривать как весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят, с одной стороны, к отклонениям в психическом и физическом здоровье, во-вторых, к нарушениям социально-психологической адаптации и, в-третьих, к снижению его успеваемости [32, с. 158].
А.В. Акулина полагает, что неуспеваемость – это ситуация, в которой результаты обучения и поведение ребенка не соответствуют дидактическим и воспитательным требованиям школы [1, с. 7].
С точки зрения А.В. Присягиной, школьная неуспеваемость – это затруднение в усвоение учебных знаний, которые предусмотрены школьной программой, и этот материал должен быть изучен, усвоен и закреплен за определенный промежуток времени [14, с. 64].
Похожее определение неуспеваемости предлагают Е.Г.Зубова, Н.М. Кирьяш, согласно выводам авторов, под неуспеваемостью следует понимать систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным [4, с. 92].
По мнению А.М. Гельмонта, неуспеваемость – это сложное и многогранное явление школьной действительности, которое трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [9, с. 326].
Н.П. Локалова характеризует школьную неуспеваемость как субъективное переживание несоответствия между интеллектуальными возможностями учащегося и требованиями учебной деятельности [15, с. 21].
В исследовании А.В. Белоножко указано, что неуспеваемость – это неудовлетворительные оценки по какому-либо одному предмету, или по всем предметам сразу [4, с. 41].
Н.В. Давыдова, характеризуя школьную неуспеваемость, отмечает, что основными признаками школьной неуспеваемости являются следующие: ученик не может ответить на простые вопросы по объяснению нового материала учителем или по изучаемому тексту, он не задает вопросов по смыслу изучаемого материала, учащемуся трудно наметить план решения задачи; у ребенка отсутствуют эмоциональные реакции на неудачи и успехи, при решении задач школьник отвлекается, не может сразу включаться в ход урока, он не может дать объективную оценку своей работе, у него грязные, небрежные тетради, учащемуся трудно контролировать себя и т.д. [11, с. 423].
М.В. Лукьянова обобщив все имеющиеся подходы к определению понятия школьной неуспеваемости, предлагает характеризовать данное явление с трех сторон:
- с результативной стороны, школьная неуспеваемость – это неудовлетворительные, отрицательные отметки по какому-либо одному учебному предмету или по всем предметам сразу за отчётный период (четверть или в год);
- с содержательной стороны, школьная неуспеваемость – это отставание обучающихся, имеющее систематический характер и связанное с низким уровнем усвоения необходимого содержания получаемых знаний, предусмотренного образовательными стандартами и учебной программой, в результате чего дальнейшее полноценное обучение школьника становится невозможным;
- с индивидуально-психологической стороны, школьная неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы к усвоению знаний, несоответствие в развитии знаний, умений и навыков, необходимых для успешного учения, несоответствие в формировании опыта творческой деятельности и развитости познавательных отношений [16, с. 283].