Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ                                                                     

1.1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА                                                                     

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ      

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 

2.1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ                                          

2.2. ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ                      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                      

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация, для которой характерны глубочайшие изме­нения в скорости информационных процес­сов, их ускорение и увеличение информаци­онной емкости научных открытий, событий социальной и обыденной жизни предъявля­ет особые требования к образованию. Оно должно подготовить человека справляться с той эмоциональной, интеллектуальной, соци­альной, информационной нагрузкой, перед которой его ставит жизнь. Это невозможно в стратегии адаптации к этим стремительным изменениям и востре­бует от человека быть субъектом собствен­ной жизни, способным не только делать выбор, совершать поступки, принимать ре­шения «здесь и теперь», но прогнозировать, проектировать и реализовывать свой соб­ственный жизненный путь в контексте воз­можного будущего.

В условиях модернизации образования наиболее острой остается вопрос школьной неуспеваемости, поскольку рост неуспевающих учащихся в общеобразовательных школах становится масштабной проблемой, которая определяет постановку и решение вопроса о педагогической коррекции с неуспевающими детьми, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В научных работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского, Ф.И. Иващенко, А.Д. Глоточкиной, К.В. Бардина и других ученых говориться о том, что в общеобразовательных школах часто одной из главных и основных проблем для педагогов, родителей, психологов являются длительные, стойкие трудности усвоения программного материала детьми, что ведет к плохому усвоению или же к полному не усвоению школьного материала. Таким образом, с каждым годом в школах становится все больше неуспевающих детей.

Очень часто возникает такая ситуация, когда ученики, еще не окончив начальную школу, почти полностью теряют настоящий интерес к обучению. Одной из главных причин этого является отсутствие в теоретико-методическом арсенале учителей необходимых знаний и умений адекватного стимулирования учения школьников и проведения профилактической работы по предупреждению школьной неуспеваемости.

Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача современной школы. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы возможно благодаря широкой пропаганде передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Этот опыт освещен в целом ряде научных работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительная часть работ по проблеме неуспевающих детей посвящена методическим основам и научным исследованиям школьной неуспеваемости ( Б.С.Братусь, И.В. Дубровина, П.И Сидоров, А.И. Захаров, Н.Б. Каратаева, И.Д. Муратова, П.И. Сидоров. М.В Шакурова, Э.Г.Эйдмиллер, В. Юстицкис и др.). Проблема неуспеваемости у учащихся давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике, она всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. Сегодня известны исследования Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь, С.Л. Рубинштейна, М.Н.Скаткина и др. Проблему неуспеваемости современных детей решали такие учёные, как: В.Ю. Питюков, С.В. Кульневич, Е.А. Осипова, В.В. Воронов, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, С.Д. Поляков, А.П. Савченко и др. Однако, анализ этих работ показывает, что существующая практика по устранению причин неуспеваемости детей в полной мере не решает задачи по проблеме неуспеваемости школьников.

Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует психическое развитие ребенка. Важную роль в преодолении школьной неуспеваемости играет семья. С другой стороны, негармоничные детско-родительские отношения могут привести к школьной неуспеваемости ребенка. Трудности, связанные с обучением - это про­блема не только внутришкольная, но и внутрисемейная. Причиной трудностей в учебной деятельности может быть как внутришкольные проблемы, так и проблемы во взаимоотношениях ребёнка и родителей.

Поэтому особенно актуальной в насто­ящее время является проблема взаимодействия образова­тельного учреждения и родителей по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости.

Одним из главнейших условий развития обучающегося является совместная целенаправленная согласованная работа окружающих его взрослых: педагогов образовательного учреждения и родителей. Для того чтобы это взаимодействие  было плодотворным и реально способствовала преодолению школьной неуспеваемости обучающихся, необходима специально организованная работа по осуществлению взаимодействия работников школы и семей учащихся.

Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах школьного обучения. Очевидно, что семья и образовательное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать в целях полноценного развития обучающихся.  

Целью работы является исследование причин неуспеваемости школьников и пути их преодоления.

Объект исследования – школьная неуспеваемость в средних классах.

Предмет исследования – пути  преодоления неуспевающих школьников.

Гипотеза – повышение успеваемости учащихся, если будут проведены консультации и беседы с родителями по профилактике неуспеваемости в школе.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность понятия школьная неуспеваемость.
  2. Охарактеризовать основные причины школьной неуспеваемости.
  3. Изучить особенности взаимодействия с родителями неуспевающих школьников.
  4. Разработать рекомендации родителям по предупреждению школьной неуспеваемости.

Методологическую основу исследования составили философские и общенаучные положения теории познания; личностно-деятельностный, личностно-ориентированный и коррекционно-развивающий подходы в обучении школьников; о гуманизации и индивидуализации развития, обучения и воспитания детей.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования анализ научной литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов и рекомендаций специалистами образовательных учреждений в целях проведения профилактической работы школьной неуспеваемости.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

 

Глава 1. Причины неуспеваемости школьников  и общая характеристика проблемы

1.1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема

В современной литературе понятие «школьная неуспеваемость» или «неуспеваемость ученика» трактуется по-разному. По мнению Л.А. Регуш, в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его интересы, мотивы, способности и т.д. [22, с. 114]  Педагогика рассматривает источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и саму систему образования в целом [21, с. 157].

Рассмотрим некоторые имеющиеся точки зрения.

Так, например, В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодей­ствия между учителями, учениками и внешними силами [18, с. 84].

И.А. Зимняя пишет, что в общем случае школьная неуспеваемость понимается как "отставание в учении, когда школьник за отведённое время не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, на удовлетворительном уровне". Автор уточняет, что академическая неуспеваемость – это не просто получение ребенком низких оценок и  его неспособность к учению, а это сложная комплексная проблема, решение которой не зависит от желания или нежелания самого ребёнка [13, с. 218].

По мнению Т.Ф.Шведовой, школьную неуспеваемость необходимо рассматривать как весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят, с одной стороны, к отклонениям в психическом и физическом здоровье, во-вторых, к нарушениям соци­ально-психологической адаптации и, в-третьих, к снижению его успеваемости [32, с. 158].

А.В. Акулина полагает, что  неуспеваемость – это  ситуация, в которой результаты обучения и поведение ребенка не соответствуют дидактическим и воспитательным требованиям школы [1, с. 7].

С точки зрения А.В. Присягиной, школьная неуспеваемость – это затруднение в усвоение учебных знаний, которые преду­смотрены школьной программой, и этот материал должен быть изу­чен, усвоен и закреплен за определенный промежуток времени [14, с. 64].

Похожее определение неуспеваемости предлагают Е.Г.Зубова, Н.М. Кирьяш, согласно выводам авторов, под неуспеваемостью следует понимать систематическое отставание обучаю­щихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с преду­смотренной учебной программой и образовательными стандартами, в резуль­тате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным [4, с. 92].

По мнению А.М. Гельмонта, неуспеваемость – это сложное и многогранное явление школьной действительности, которое трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [9, с. 326].

Н.П. Локалова характеризует школьную неуспеваемость как субъективное пережи­вание несоответствия между интеллекту­альными возможностями учащегося и требованиями учебной деятельности [15, с. 21].

В исследовании А.В.  Белоножко указано, что неуспеваемость – это  неудовлетворительные оценки по какому-либо одному предмету, или по всем предметам сразу [4, с. 41].

Н.В. Давыдова, характеризуя школьную неуспеваемость, отмечает, что основными признаками школьной неуспеваемости являются следующие: ученик не может ответить на простые вопросы по объяснению нового материала учителем или по изучаемому тексту, он не задает вопросов по смыслу изучаемого материала, учащемуся трудно наметить план решения задачи; у ребенка отсутствуют эмоциональные реакции на неудачи и успехи, при решении задач школьник отвлекается, не может сразу включаться в ход урока, он не может дать объективную оценку своей работе, у него грязные, небрежные тетради, учащемуся трудно контролировать себя и т.д. [11, с. 423].

М.В.  Лукьянова обобщив все имеющиеся подходы к определению понятия школьной неуспеваемости, предлагает  характеризовать данное явление с трех сторон:

  • с результативной стороны, школьная неуспеваемость – это неудовлетворительные, отрицательные  отметки по какому-либо одному учебному предмету или по всем предметам сразу за отчётный период (четверть или в год);
  • с содержательной стороны, школьная неуспеваемость – это отставание обучающихся, имеющее систематический характер и связанное с низким уровнем усвоения необходимого содержания получаемых знаний, предусмотренного образовательными стандартами и учебной программой, в результате чего дальнейшее полноценное обучение школьника становится невозможным;
  • с индивидуально-психологической стороны, школьная неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы к усвоению знаний, несоответствие в развитии знаний, умений и навыков, необходимых для успешного учения, несоответствие в формировании опыта творческой деятельности и развитости познавательных отношений [16, с. 283].
  1. Акулина, А.В. Педагогическая коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов /А.В. Акулина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 6-3. – С. 6-12.
  2. Акушева, Н.Г. Причины и пути преодоления неуспеваемости школьников /Н.Г. Акушева, О.А. Тузовская // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2019. – № 1 (6). – С. 239-241.
  3. Апаричева, О.Е. Пути преодоления неуспеваемости школьника /О.Е. Апаричева // В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2018. – С. 13-15.
  4. Белоножко, А.В. Социальные причины школьной неуспеваемости / А.В. Белоножко // Научные труды SWorld. – 2014. – Т. 16. – № 4. – С. 41-44.
  5. Белоцерковец, Н.И. Основные факторы и причины неуспеваемости детей школьного возраста / Н.И. Белоцерковец, Л.Н. Авдеева // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. – 2018. – С. 119-121.
  6. Братчикова, Ю.В. Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях: способы решения основных проблем / Ю.В. Братчикова, Ю.Е. Водяха // Проблемы современной науки. – 2020. – № 9. – С. 64-69.
  7. Вавилов, Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П.Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2. – С. 19-24.
  8. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Г.Х. Валеев.– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2019.– 134 с.
  9. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2020. – 380 с.
  10. Головнева, Н.А. Причины неуспеваемости школьников /Н.А. Головнева, Ф.Р. Миннуллина // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества. – 2019. – С. 61-63.
  11. Давыдова, Н.В. Анализ причин неуспеваемости школьников в 1-2-х классах / Н.В. Давыдова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. – Рязань, 2018. – С. 423-427.
  12. Донцова, О.С. Консультативная помощь родителям как условие повышения успеваемости учащихся /О.С. Донцова // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия: Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 10-17.
  13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 414 с.
  14. Зубова, Е.Г. Способы преодоления неуспеваемости школьников / Е.Г. Зубова, Н.М. Кирьяш // Альманах мировой науки. – 2019. – № 7 (10). – С. 92-93.
  15. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиа­гностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2019. – 144 с.
  16. Лукьянова, М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников / М.В. Лукьянова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2019. – № 4. – С. 280-285.
  17. Москвина, А.С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы / А.С. Москвина // Педагогика искусства. – 2018. – № 1. – С. 286-290.
  18. Оконь, В. Введение в общую дидактику /В. Оконь. – М.: Просвещение, 2020. – 381 с.
  19. Поворознюк, О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей / О.А. Поворознюк // XIII Ершовские чтения / отв.ред. Л. В. Ведер­никова. - Ишим: Издательство ИГПИ им. П. П. Ершова, 2020. - 4.1. - С. 90-92.
  20. Присягина, А.В. Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости обучающихся / А.В. Присягина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 42. – С. 64-68.
  21. Рачеева, Ю.О. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема /Ю.О. Рачеева, А.В. Конышева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2019. – Т. 28. – С. 157-159.
  22. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2021. – 320 с.
  23. Саенко, А.В. Детско-родительские отношения как фактор неуспеваемости первоклассника / А.В. Саенко, Е.В. Гончарова // В сборнике: Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2 т. – 2019. – С. 277-281.
  24. Селиванова, Е.В. Особенности взаимодействия педагогов и психологов образовательного учреждения с родителями неуспешных учеников / Е.В. Селиванова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – № 4 (5). – С. 129-131.
  25. Сидоренко, Е.В. Причины возникновения неуспеваемости в школьном возрасте /Е.В. Сидоренко, О.В. Спевакова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2018. – Т. 3. – С. 85-90.
  26. Тараканова, Е.В. Проблема школьной неуспеваемости и дифференциации обучения /Е.В. Тараканова // Система ценностей современного общества. –2019. – № 33. – С. 169-175.
  27. Татаринцева, Е.А. Особенности деятельности учителя по взаимодействию с родителями школьников /Е.А. Татаринцева // Перспективы науки. – 2020. – № 9 (84). – С. 68-71.
  28. Тюрина, К.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема /К.В. Тюрина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2021. – № 42. – С. 145-146.
  29. Федорова, Т.Т. Дидактические причины неуспеваемости учащихся / Т.Т. Федорова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2 (97). – С. 83-87.
  30. Фомина, Т.А. О профилактике неуспеваемости обучающихся в образовательном процессе / Т.А. Фомина // Педагогика и современность. – 2018. – № 2 (16). – С. 74-78.
  31. Чекунова, Ю.А. Причины школьной неуспеваемости и основные направления работы с учащимися, имеющими затруднения при обучении / Ю.А. Чекунова // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. – Казань, 2019. – С. 102-107.
  32. Шведова, Т.Ф. Причины школьной неуспеваемости и трудностей в обучении / Т.Ф. Шведова // В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. – 2018. – С. 158-159.
  33. Шишкова, С.Ю. Современные психологические подходы в коррекции неуспеваемости учеников начальной школы / С.Ю. Шишкова // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2020. – С. 281-286.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское