Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования понятия о форме предметов в процессе обучения
1.1. История развития понятия о форме
1.2. Роль геометрического содержания в формировании математических представлений у школьников
1.3. Формирование представлений о форме в процессе обучения младших школьников
Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о форме у младших школьников средствами современных цифровых технологий
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Результаты эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Для того чтобы обеспечить всестороннее интеллектуальное развитие учащихся начальных классов, важно способствовать расширению и обогащению их конкретно-чувственного опыта. Дети в жизни видят большое разнообразие всевозможных форм, цветов и иных характеристик предметов, таких как, например, предметы домашнего быта и игрушки. Понятно, что самому ребенку непросто разобраться в обилии информации, а значит, необходимо целенаправленное воспитание. К тому периоду, когда ребенок идет в школу, важно, чтобы у него было сформировано представление о форме объектов окружающей действительности. Именно в этом и заключается сущность сенсорного воспитания цель которого состоит в целенаправленном педагогическом развитии чувственного познания и совершенствовании восприятия и чувств ребенка. Начальная школа – это период начала проведения этой работы. В связи с этим нужно не упустить эту стадию и помочь малышу понять и воспринять это многообразие форм. Невзирая на то, что фактический теоретический материал на сегодняшний день представлен в избытке, проблема развития представлений о форме в ходе ежедневной деятельности и на занятиях в начальной школе остается слабо проработанной. На этом основании мы полагаем, что выбранная нами тема исследования очень значима и требует детального изучения.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать специфику формирования понятия о форме объектах в ходе школьного обучения.
Предмет настоящего исследования представлен процессом формирования понятия о форме объектов в ходе школьного обучения.
Объект данного исследования – системно выстроенным регулярным обучением и комплексом дидактических игр и заданий, позволяющих выработать представление о форме у учащихся начальных классов.
На основании предмета и цели мы поставили ряд задач исследования:
- Анализ методических и педагогических источников, а также периодики по рассматриваемой теме;
- Установление специфики формирования понятия о форме объектов в ходе школьного обучения;
- Выявление возможностей развития представлений о форме у учащихся начальных классов в ходе школьного обучения.
Исследование включает в себя введение, теоретическую главу, практическую часть, заключение, библиографический список и приложения.
- Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования понятия о форме предметов в процессе обучения
1.1. История развития понятия о форме
Если рассматривать Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, можно найти дефиницию формы, в которой она рассматривается в качестве наружного вида, внешнего очертания объекта. Кроме того, приводятся примеры словоупотребления данного понятия: предмет треугольной формы; апельсин имеет форму шара и пр. [16, с. 855].
Геометрия является разделом математики, который занимается изучением пространственных отношений и форм объектов. Начальные понятия о геометрических формах зародились у человека в древнейшие времена. Людям нужно было понять, насколько вместительными были те или иные объекты – кувшины, амбары и пр., а также узнать площадь участков земли. Именно это и поспособствовало появлению первоначальных толкований формы предметов. Дошедшие до нас памятники древности, предусматривающие нормы вычисления объема и площади, разработали жители Вавилона и Египта. Эти памятники датируются 2 тысячелетием до н.э. Примерно 2,5 тысяч лет назад геометрические познания Древнего Египта и Вавилона были заимствованы греками. Изначально эти познания использовались главным образом для того, чтобы вычислять площадь земельного участка. Это и послужило источником греческого названия геометрии, которое переводится как «землемерие» [14, с. 78].
Затем происходило формирование обобщенного понятия о геометрических фигурах, которые рассматривались не только в качестве точки, линии, поверхности или тела, но и любой их совокупности. Изначально геометрия представляла собой науку, изучающую фигуры, их части и взаимное расположение, а также их преобразование. Данная дефиниция соответствует дефиниции, в которой под геометрией понимается наука, изучающая пространственные отношения и формы. На самом деле, фигура как предмет изучения геометрии и является пространственной формы. В связи с этом в геометрии принято говорить, к примеру, «куб», а не «объект кубической формы». Для определения расположения и размеров применяются пространственные отношения. Кроме того, преобразование в его геометрическом толковании тоже является некоторым отношением между двумя фигурами. В частности, это данная фигура и фигура, в которую ее преобразуют. В нынешнем, наиболее обобщенном понимании, геометрия включает в себя множество математических теорий. Их отнесенность к данной науке обусловлена как сходством (которое иногда достаточно отдаленное) их объекта с привычными пространственными формами и отношениями, так и тем, что в основе их исторического формирования лежит геометрия в ее изначальном толковании. В своих построениях эти теории основываются на анализе, обобщении и видоизменении геометрических понятий. Геометрия в таком обобщенном понимании неразрывно связана с остальными разделами математики, что усложняет определение ее четких границ.
Греческими исследователями были открыты многочисленные геометрические свойства, на основании чего впоследствии ими была разработана строго организованная структура геометрических знаний. она основана на простейших геометрических свойствах, которые были подсказаны опытом. Другие же свойства были выведены из простейших посредством логических умозаключений. Данная структура примерно в 300 году до н. э. была преподнесена в окончательной форме в «Началах» Евклида. Этот труд включил в себя в том числе основы теоретической арифметики. Содержание и строгость изложения геометрических глав этого труда напоминают современные учебники геометрии.
Но в этом труде отсутствуют такие понятия, как поверхность шара, объем, отношение окружности к диаметру (правда, имеется теорема, согласно которой площади кругов относятся, как квадраты диаметров). Отметим, что приближенную величину данного отношения человечество узнало благодаря своему опыту задолго до того, как Евклид написал свой труд. Однако лишь в середине 3 столетия до н. э. Архимеду (287 - 212 гг.) удалось строго доказать, что отношение окружности к диаметру (то есть современное число p) заключается между 3 1/7 и 3 10/70. Кроме того, им было доказано, что объем шара меньше, чем объем описанного цилиндра ровно в 1 1/2 раза. Также он доказал, что поверхность шара в 1 1/2 раза меньше, чем полная поверхность описанного цилиндра.
Способы, которые использовал Архимед, решая названные задачи, содержали в себе основы методов, используемых высшей математикой. Данные способы использовались им при решении большого количества сложных задач в таких сферах, как геометрия и механика, весьма значимых для строительства и морского дела. В частности, им были вычислены объемы и центры тяжести большого количества тел. Также он занимался рассмотрением такого вопроса, как равновесие плавающих тел разной формы.
Геометрами Древней Греции проводился анализ свойств большого количества линий, значимых в практической и теоретической сферах. Наиболее полный анализ был проведен в отношении конических сечений. Во II столетии до н. э. Аполлонием была дополнена теория конических сечений – он смог сделать многочисленные значимые открытия. Превзойти их не удавалось впоследствии никому на протяжении 18 последующих столетий.
Классической дидактикой были величина и форма рассматривались в качестве самостоятельных категорий окружающей реальности. Степень познания формы во всех случаях играет большую роль, потому что на нем основываются, вырабатывая представления о таких категориях, как пространство, величина и пр. В качестве исходного содержания понятия о форме предмета выступают объекты материального мира. Первое понимание формы того или иного объекта транслируется ребенку воспитателем. Это помогает ему понять, что предметы обладают своими температурой, весом, звуком, объемом, цветом, вкусом и пр. Намного более сложный познавательный процесс – это восприятие, так как оно отражает многочисленные свойства объекта, с которым малышу приходится непосредственно контактировать.