Введение
Глава 1. Теоретические основы физической культуры у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие и сущность физической культуры
1.2 Особенности физического развития детей младшего школьного возраста
Глава 2. Методические особенности формирования физической культуры у детей младшего школьного возраста
2.1 Игровые методы формирования физической культуры у младших школьников с 1 по 4 класс
2.2 Применение игрового метода и классификация подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников
Заключение
Список источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в жизни детей двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции совершенствования механизмов адаптации гармоничного физического развития и состояния здоровья. Растущий организм испытывает потребность в движениях. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности. По данным научных исследований более половины детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении учебных образовательных предметов, страдают хроническими эмоциональными перегрузками, ведут нездоровый образ жизни [4, с. 42].
Отсюда, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности. Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье [14, с. 96].
Повышение и формирование физической активности подрастающего поколения в настоящее время - актуальная социально-педагогическая проблема.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма [5, с. 12].
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх [9, с. 51].
Теорию и методику физической культуры и спорта рассматривали такие авторы, как Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, и др.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы формирования физической культуры младших школьников.
Цель курсовой работы – анализ процесса формирования физической культуры младших школьников.
Задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность физической культуры;
2) выявить особенности физического развития детей младшего школьного возраста;
3) проанализировать методические особенности формирования физической культуры у детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы;
4) рассмотреть процесс применения игрового метода и классификацию подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы физической культуры у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие и сущность физической культуры
Возникновение физкультуры относится к раннему периоду истории человеческого общества. Элементы физкультуры появились в первобытном обществе. Люди питались, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной и необходимой деятельности самопроизвольно происходило улучшение их физических возможностей - силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что соплеменники, которые вели более активную и подвижную жизнь, неоднократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, становились сильнее, выносливее и успешнее. Это привело к осознанному пониманию людьми феномена физических упражнений (повторяемости действий). Именно феномен физических упражнений стал основой физкультуры [13, с. 77].
Осознав эффект упражнения, человек стал имитировать движения (действия), необходимые для его профессиональной деятельности вне процесса реальной работы, например, метая дротик в образ животного. Как только трудовая деятельность стала применяться вне реальных трудовых процессов, она превратилась в физические упражнения. Превращение трудовой деятельности в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, особенно с точки зрения общего физического совершенствования. Кроме того, в ходе эволюционного развития было установлено, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает заниматься физическими упражнениями в детстве, а не во взрослом возрасте, то есть когда он заранее подготовлен к жизни и работе.
Таким образом, осознание человечеством феномена физических упражнений и важности, так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установления связи между ними явились причиной возникновения истинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания появились в Древней Греции в виде специальной подготовки к военным и спортивным упражнениям для молодежи, но до новейшей истории они оставались собственностью некоторых представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного образования.
Физкультура в полном и современном смысле этого понятия появилась только тогда, когда люди сознательно начали использовать двигательные действия для развития своих физических способностей и тем самым лучше подготовиться к жизни.
Физкультура - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными знаниями физкультуры, формирование движений, воспитание физических качеств и формирование сознательной потребности в занятиях физкультурой.
Физкультура - педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Ему присущи все основные особенности педагогического процесса, такие как основная роль педагога, организованный и плановый характер, соблюдение методических принципов и т. д. физическое воспитание также выполняет функции общего воспитания - умственного, нравственного, профессионального, эстетического [14, с. 64].
Цель физкультуры - формирование физической культуры индивида и обеспечение на этой основе подготовки индивида к плодотворному труду и другим видам деятельности.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие средства:
- физические упражнения;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Такой достаточно широкий набор средств позволяет эффективно решать различные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Принципы физкультуры, согласно которым формируются модели, правила и требования, предъявляемые к учителю, определяют его деятельность по полной физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию его жизненных сил, гармоничному развитию. В физкультуре наряду с общими дидактическими принципами (сознание и активность, видимость, доступность и т.д.).
Общие философские принципы.
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который противопоставил внимательность механическому обучению движениям. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, напряжения мышц, собственного тела способствует формированию у ребенка телесного отражения.