Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством технологии ТРИЗ
1.1 Познавательные УУД: сущность, виды, значение в учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.2 Основные аспекты и особенности технологии ТРИЗ
Глава 2. Практические аспекты применения технологии ТРИЗ как средства развития познавательных УУД на уроках русского языка
2.1 Описание методик по выявлению уровня сформированности познавательных УУД младших школьников
2.2 Комплекс упражнений технологии ТРИЗ, используемый для развития познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия, чтобы ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов каждого ребенка, учитывая психологические особенности его развития.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а, следовательно, и успешность обучения школьников.
Проблемой развития познавательных УУД (универсальных учебных действий) в младшем школьном возрасте занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, М.Р. Львов, К.Д. Ушинский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. Работы данных авторов доказывают, что при правильно организованном образовательном процессе младшие школьники способны быстро овладевать навыками логического мышления. Но единого решения вопроса об организации такого обучения нет и в настоящее время.
В данной работе средством развития познавательных УУД у школьников выбрана ТРИЗ-технология. Данная технология является не только средством развития познавательных процессов ребёнка, но и увлекательной игрой, что позволяет повысить интерес учащихся к учебным занятиям и развивать их умственную активность через творчество.
Объект: процесс развития познавательных УУД младших школьников.
Предмет: ТРИЗ технология как средство развития познавательных УУД младших школьников
Цель курсовой работы - проанализировать теоретический материал по развитию познавательных УУД младших школьников посредством использования ТРИЗ технологии на уроках русского языка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2) рассмотреть технологию ТРИЗ как средство развития познавательных УУД.
3) подобрать и описать методики по выявлению формирования познавательных УУД младших школьников.
4) раскрыть приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые для развития познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретическая база исследования: Теория развития мышления в детстве Ж. Пиаже. Структура логических операций, описанная Н.Ф. Талызиной. Исследования Л.С. Выготского о зависимости развития мышления от уровня развития речи. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач. Работы А.А. Гина по адаптированию ТРИЗ для применения в образовательном процессе в качестве педагогического метода.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством технологии ТРИЗ
1.1 Познавательные УУД: сущность, виды, значение в учебно-познавательной деятельности младших школьников
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Они обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Одним из средств формирования познавательных УУД на уроках «Литературного чтения» являются ТРИЗ-технологии.
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер и считают его последователи.
Технологии ТРИЗ позволяют достаточно эффективно решать задачу по формированию познавательных УУД. «ТРИЗ – научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными творческими процессами. И как всякая наука, работающая на нечеткой, расплывчатой грани между познанным и непознанным, известным и неизвестным, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определённое искусство».
Многолетний опыт специалистов по ТРИЗ говорит о том, что дети, получившие серьёзную подготовку по ТРИЗ, проявляют больший интерес к учёбе, к чтению книг, они начинают задумываться о стратегической линии своей жизни. Освоение новых знаний даётся им легче. «ТРИЗ-технологии позволяют человеку осваивать возможности собственного мышления, учат решать творческие задачи, развивают воображение».
Сначала дети знакомятся с ТРИЗ в игровой форме, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным, чем все остальные. В игре дети получают свободу и независимость, возможность импровизировать, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются именно в играх.
На уроках «Литературного чтения» можно поиграть с детьми в такие игры-тренинги: «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение». Цель этих игр: тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие и различные признаки путем сравнения.
Следующий этап – схематизация основных событий сюжета. Приём «Раскадровка». При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.
Для закрепления знания последовательности сюжетных событий «раскадровка» разрезается на отдельные кадры, и дети раскладывают их в правильной последовательности. Также можно предложить поиграть в игры с кадрами «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось».
С сюжетной линией можно поиграть в игру «Да-Нет». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому тренингу вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска решения.
На примере «раскадровки» становятся очевидными причинно-следственные связи событий происходящих в произведении, причины того или иного действия героя. Анализируя эти связи можно напрямую выйти на анализ характера героя. Следует поработать с каждым кадром – что делает каждый герой и как это его характеризует. Что герой делает и почему? Если он так поступает, то какой он? Каковы черты его характера? Это хорошо или плохо?
Проанализировав произведение можно предложить детям составить «загадалки» (закодированный или таинственный текст) про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». «Представленный подход может служить перспективной основой для построения технологий по обучению детей пониманию смысла сюжетных произведений, созданных средствами изобразительного искусства».