Введение
Глава 1. Теоретические подходы.
1.1. Развитие фразовой речи в норме и особенности развития фразовой речи у детей с нарушением интеллекта.
1.2. Анализ методик.
Глава 2. Исследование
2.1.База и организация исследования.
2.2.Методы и методика исследования.
Глава 3. Рекомендации.
3.1. Теоретические основы для формирующего эксперимента
3.2. Комплекс упражнений направленных на формирование фразовой речи детей с интеллектуальным недоразвитием
Заключение
Литература.
Приложения.
Актуальность темы работы определяется следующими положениями.
Начало формирования фразовой речи – это возраст 3-4 года.
Формирование речи в дошкольном возрасте предполагает ее развитие воспитателями и родителями. Причем, чем меньше дети, тем больше в их речи должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Что касается детей с нарушением интеллекта, то наряду с общим влиянием дефекта на весь ход их психического развития, он оказывает специфическое воздействие на становление фразовой речи.
Система логопедического воздействия по формированию фразовой речи опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно выражать свои мысли.
В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как фраза (предложение), с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Выдающийся советский лингвист АН.Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой»[1].
Связь значащих слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Данной проблемой занимались Н.С. Жукова (Преодоление недоразвития речи у детей), И.В.Данилов, И.М.Черепанов (Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности), А.А. Катаева. (Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание), Баряева Л.Б. Зарин А.П. Ложко Е.Л. (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития).
Объект исследования: младшие школьники с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: состояние фразовой речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Цель работы: рассмотреть особенности коррекционной работы по формированию фразовой речи посредством использования различных видов творческих работ у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи работы:
- изучить литературу по теме;
- провести практическое исследование состояния фразовой речи у младших школьников с нарушением интеллекта;
- предложить методику коррекционной работы по формированию фразовой речи посредством использования различных видов творческих работ у младших школьников с нарушением интеллекта.
Методологическая основа: В своем исследовании автор опирается на различные направления, использует труды классиков психологии и логопедии. Ведущими в работе выступают системный подход, сравнительный анализ, психологический и персонификационный методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Названия глав отражают их содержание.
Глава 1. Теоретические подходы.
1.1. Развитие фразовой речи в норме и особенности развития фразовой речи у детей с нарушением интеллекта.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.[2] Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физического и психическое развитие.
Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.
Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.
К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, БЭ и др.).[3]
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно коррегируется физиологические нарушения звукопроизвошения.[4]
[1] Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М., 1968. С. 67.
[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946
[3] Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10
[4] Там же.