Актуальность темы исследования обусловлена востребованностью социологического знания о взаимодействии семьи и школы в меняющейся системе культуры. Существенную роль в системе социологического воздействия на семью могут и должны сыграть учреждения социально-культурной сферы, призванные способствовать утверждению новых качеств жизни людей, «включающих в себя коллективизм и товарищество, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда, поведения и потребления.»
Одним из направлений национальной безопасности страны является преодоление разрушительных тенденций в духовном развитии общества, формирование такой социально-культурной политики, которая бы ориентировалась на смысл, ценности, традиции России. Именно поэтому среди мер реформирования системы общего образования выделяются задачи, направленные на повышение культурного процесса, который предполагает, что школа должна остаться ведущим институтом воспитания подрастающего поколения.
В целях повышения воспитательного потенциала культурного процесса необходимо, с точки зрения Минобразования России, становление ценностно-идеологической общности участников культурного процесса основанного на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и «идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры».
Научный социокультурный подход к организации работы по повышению воспитательного потенциала взаимодействия учреждений социально-культурной сферы в процессе нравственного воспитания младших школьников позволяет учесть специфику социально-культурной среды и обосновать возможность поведения в семье и в школах, работы по созданию условий для духовно-нравственного становления школьников, их подготовки к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей добра и справедливости, национальных традиций и культурного наследия своего народа.
Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжел. Он ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом, и трудноискоренимая наркомания.
Следствием или причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Ребенок и общество, семья и общество, ребенок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребенок – общество. Ребенок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.
Степень разработанности проблемы.
Различным аспектам работы нравственного воспитания посвящены исследования такими науками, как педагогика, психология.
В этом плане значительную ценность представляют работы: В.С. Селивановой, Л.А. Григоровича, Г.М. Каджаспировой, Б.М. Мастерова, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др.
Различным аспектам роли семьи в воспитании детей посвящены работы: В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Н.С. Моровой, В.В. Ткачевой, А.И. Захарова, Т.Г. Богданова.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – процесс нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия семьи и школы.
Цель исследования – рассмотреть условия взаимодействия учреждений социально-культурной сферы в формировании нравственности младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические подходы нравственного воспитания младших школьников.
- Рассмотреть роль семьи в воспитании нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
- Рассмотреть факторы в системе школы, влияющие на формирование нравственности детей.
- Выявить специфику деятельности школы и Дома культуры в нравственном воспитании подрастающего поколения.
- Составить программу социологического исследования.
- Разработать проект программы для детей младшего школьного возраста в условиях школы, направленный на формирование их нравственности.
Гипотеза:
Нравственное воспитание ребенка младшего школьного возраста зависит от ряда факторов: ближнего окружения ребенка, в частности семьи, школьных педагогов и одноклассников, - но при условии активного взаимодействия его с социальной средой.
Методологическая основа исследования: данной проблеме были посвящены исследования: З.Н. Васильева, Н.В. Архангельского, Э.П. Козлова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Я.А. Коменского, Л.П. Буевой, Ю.А. Стрельцова, А.В. Сасыхова, Г.Л. Тульчинского, В.А. Ядова, М.А. Ариарского, Л.И. Беляевой, Н.А. Коновича, В.Е. Триодина, А.Д. Жаркова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.П. Кащенко, И.Г. Песталоции, Л.И. Божовича.
Методы исследования – анализ специальной литературы о проблеме исследования, метод наблюдения, анкетирование.
База исследования – Школа № 34.
Практическая значимость и научная новизна исследования: предложенный проект может быть применен в деятельности учреждений социально-культурной сферы и послужить для формирования нравственности младших школьников в этих учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
- Нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека.
- Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.
- Система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения.
- Значимость и субъективность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с социально-культурными учреждениями, в которых находится ребенок.
- Проект программы выявит жизненную установку ребенка, что является для него ценным ориентиром, от чего он хочет избавиться и что хочет приобрести.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, библиография, глоссарий, приложения.
ГЛАВА 1. Проблема нравственного поведения подрастающего поколения: методология, теория
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Для начала дадим определение понятию – воспитание. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что он основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, eгo способностями и возможностями.
Для раскрытия понятия нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль, этика, нравственность.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нравственные правила. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, обозначающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении – как философская наука изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведения с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. То есть нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность и др. эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.
В процессе социализации ребенок учится регулировать свое поведение на основе нравственных норм – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.[1]
Самым важным средством нравственного воспитания являются использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Сухомлинский отмечает: «воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным понятием нравственного воспитания является формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой».[2]
Таким образом, проанализировав определения воспитания и нравственного воспитания, можно выделить некоторые существенные признаки, которые отмечают все эти авторы: усвоение норм и правил поведения, навыки правильного поведения, формирование отношений и прочее, характерные для каждого человека.
[1] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
[2] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М., 1997, т. 2.